Корреспондент «ИП» Лев Быстров лично проследил за процессом переработки бытовых отходов на одном из мусоросжигательных заводов Москвы. Как выяснилось, газ, образующийся при сгорании мусора, не опасен. Но по вопросу безопасности второго продукта - шлака - мнения ученых и мусоросжигателей пока что расходятся.
Единственная труба Мусоросжигательного завода №2 на Алтуфьевском шоссе курится тоненькой струйкой дыма. Предполагается, что эта идиллическая картинка должна успокоить окрестных жителей - их легким ничего не грозит. Для менее доверчивых граждан над главным входом завода висит электронное табло, на которое выводится информация о содержании в дыме вредных примесей. За все пять лет работы предприятия табло ни разу не показало превышение нормы. «И все равно местные жители жалуются,- рассказывает генеральный директор завода Александр Ланцев.- Приезжают инспекции, но всегда выясняется, что виноваты не мы. Тут ведь как повелось? На железнодорожных путях, например, выжигают украденный кабель, а проверка едет к нам. Мы уже привыкли».
Специалист по контролю за производством Юлия Чамова комментирует процесс разгрузки мусоровозов. Каждый водитель на въезде получает специальную отметку (мусор он довез до завода, а не сбросил по дороге), после чего загоняет автомобиль на гигантские весы. Пока машину взвешивают, мусор проверяется на радиоактивность. По словам Чамовой, за пять лет работы завода было три или четыре случая, когда груз «фонил»: «В таких случаях мы вызываем МЧС и экологическую милицию, которые обязаны выяснить, откуда пришла машина, и локализовать источник заражения». Весь радиоактивный мусор ликвидирует МЧС, завод его не принимает.
После проверки на радиацию мусоровозы заезжают в огромный ангар, где сваливают свой груз в котлован емкостью 1 тыс. тонн. То, что явно не сгорит, например, достаточно крупные металлические конструкции или обломки бетонных блоков, попавшие в бытовой контейнер в результате очередного евроремонта, отделяются на этом этапе, причем вручную. Потом их вывезут на полигон. В ангаре мусор отстаивается до тех пор, пока из него не стечет весь фильтрат, который после очистки поступает в канализацию. Нейтральным словом «фильтрат» работники завода называют всю жидкость из бытовых отходов.
В ангаре с котлованом пахнет как на обычной свалке, хотя на улице запах практически не чувствуется. Для того чтобы запах не мешал жителям окрестных домов, в ангаре поддерживается давление немного ниже, чем на улице. Поэтому воздух отсюда не выходит наружу, а через специальные воздухозаборники втягивается в печи. Отстоявшиеся отходы два крана перекладывают из котлована в воронки, откуда они ссыпаются непосредственно в печи. Температура в них поддерживается в пределах 850-950 градусов. Сгоревший мусор оставляет после себя газы и шлак. Шлак охлаждают в водяных ваннах и отправляют в бункер-накопитель, откуда его потом вывозят на полигоны (с полигонов часть шлака забирают для своих работ дорожные строители).
Газы же чистят, пропуская сначала через карбамидную смесь, а потом - через известковое молоко, которое нейтрализует вредные соединения хлора и фтора. После этого он поступает в фильтр, где очищается от пыли, а затем - в 97-метровую трубу. В ней установлены датчики, информация с которых попадает на компьютеры операторов и на табло у входа на завод.
К слову, у завода есть еще и небольшой «приработок». Раскаленный газ перед очисткой успевает нагреть воду, а пар подается в турбину, которая вырабатывает электроэнергию. По словам Александра Ланцева, ее достаточно для снабжения 6 тыс. трехкомнатных квартир с полным набором бытовой техники. «Летний «блэкаут», например, мы легко пережили на своем электричестве, а обычно мы его продаем «Мосэнерго»»,- рассказал Александр Ланцев.
Ежедневно завод принимает до 60 машин, а общий суточный объем перерабатываемого мусора достигает 450 тонн. Свой мусор сюда свозят государственные и частные предприятия,- все те, кому это позволяет бюджет. Стоимость вывоза и переработки тонны мусора составляет сумму от $20 и выше.
Не менее двух раз в месяц завод посещают представители СЭС и Москомприроды, службы пожарной охраны, экологической милиции и Ростехнадзора. Кроме того, распечатки с данными о составе выбросов в атмосферу города ежедневно ложатся на столы чиновников Санэпидемнадзора и Московского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприроды). Правда, всех чиновников волнует только то, что выделяется из трубы. Шлак никакого интереса у проверяющих не вызывает.
Между тем, по данным профессора Национального горного университета Валерия Лапицкого, шлак, остающийся после сжигания мусора, содержит легкорастворимые соединения вредных веществ и тяжелых металлов. В тех районах, куда этот шлак выбрасывается, наблюдается многократное (до шести предельно допустимых концентраций) превышение норм содержания тяжелых металлов в почве. Происходит заражение грунтовых вод, гибнут растения.
Ученые настойчиво рекомендуют проводить обеззараживание шлака и проработать систему выборки ртути и свинца из мусора. К сожалению, к мнению ученых пока мало прислушиваются: ведь главному критерию, безвредности для атмосферы, завод вполне соответствует.
Источник: "Имеешь право." |