В Москве, по данным оперативного учета, эксплуатируется более 2,3 млн. единиц автомобильной техники, из которых 1,6 млн. – легковой транспорт и около 0,7 млн. – грузовой. Значительное увеличение парка машин, в том числе и ввозимых из-за рубежа бывших в употреблении, ведет к повышению количества "брошенной" автотехники. Под "брошенным" понимается автомобиль, который полгода и более стоит разукомплектованным, а также не имеет номеров. По данным Московского управления транспорта и связи, сейчас в Москве насчитывается 350–400 тысяч брошенных автомобилей. Ежегодно к ним прибавляется еще 150–200 тыс. единиц автотранспорта. Брошенная автотехника негативно влияет на жизнедеятельность города и ухудшает экологическую обстановку, и в то же время она является ценным сырьем для вторичного использования материалов, служит реальным источником прибыли от рециклинга и восстановления запасных частей и агрегатов. В развитых странах существует следующая технология переработки амортизированных автомобилей:
• слив с помощью мобильных установок топливно-смазочных материалов, освобождение бензобаков от взрывоопасных и токсичных жидких материалов, а также тормозной, отопительной, охлаждающей систем;
• разукомплектование автомобилей с сортировкой на черные и цветные металлы, стекло, пластмассу, резину. Применяют мобильные прессы для прессования автокузовов на площадках их временного хранения для более эффективной загрузки автолома при транспортировке его на перерабатывающие предприятия. Рассматривается схема подготовки автомобильного скрапа к металлургической переработке, основанная на пиролизе при пониженном давлении. Пиролиз проводят при 425–650°С при давлении 50–200 мм рт. ст. При этом происходит разложение органических материалов и их возгонка, а металлическая составляющая остается в неокисленной форме. Разделение Fe, Cu, Al и Zn проводят обычными методами;
• измельчение на шредерных установках или измельчителях роторного типа непригодных для использования деталей автомобилей, очистка их от пыли и грязи, а также сортировка и отделение неметаллических частей с утилизацией 10 видов материалов;
• упаковка и брикетирование вторичных материалов из амортизированных автомобилей с применением мобильных прессов;
• для переработки лома автомобилей, рама которых изготовлена из деформируемого алюминиевого сплава 6061 и в конструкции которых использованы другие сплавы, разделение которых представляет сложность, в Англии разрабатывается процесс импульсного распыления (JAP), позволяющий получать гранулы алюминиевого сплава размером 0,325–0,55 мм для последующей обработки методами порошковой металлургии;
• растет интерес к повторному использованию после ремонта поврежденных или отслуживших свой срок деталей и узлов автомобилей. Инициативу в этом, в частности, проявляет фирма "BDI", намерения которой поддерживает Центральный союз немецкой автомобильной промышленности.
За год в пятнадцати странах Европейского союза стареют и изымаются из употребления 9 млн. автомобилей, которые поступают в переработку. Немецкая промышленность в 2002 году должна будет утилизировать с регенерацией материалов 85% всех отслуживших свой срок автомобилей (в 1998 году – 75%, в 2015 году – 95% ). Планируется при регенерации возвращать в промышленность 98–100% стали, 98–100% чугуна, 95% алюминия, 95% свинца, 60% меди, и 5–10% пластмасс.
Отечественных комплексных технологий и комплексного оборудования для переработки брошенных и амортизированных автомобилей пока не существует.
Распоряжением № 645-Рм от 28 декабря 1994 года транспортные средства, находящиеся на территории Москвы, в отношении которых установлено или имеются достаточные основания полагать, что они брошены владельцами и не имеют собственников, подлежат эвакуации для хранения на специальных охраняемых стоянках.
Органы ГИБДД по запросам префектур, отделов внутренних дел, налоговых, административно-технических инспекций предоставляют сведения о владельцах (собственниках) брошенных и разукомплектованных транспортных средств. По истечении 5 суток после извещения налоговых инспекций и получения от ГИБДД данных о неустановлении владельцев (собственников), т.е. при отсутствии в ГИБДД идентификационных данных транспортного средства – номеров кузова, двигателя и других, – префектуры организуют эвакуацию транспортных средств с составлением соответствующего акта.
Расходы предприятиям, выполняющим работы по эвакуации, утилизации и содержанию стоянок, возмещают за счет доходов от реализации транспортных средств и бюджетных ассигнований, направляемых на благоустройство города. В случае обнаружения владельца транспортное средство выдают после оплаты стоимости проведенных работ и хранения в соответствии с тарифами.
Городским властям за собственный счет удается собрать и утилизировать 18–19 тысяч единиц автотехники. В Москве уже разработана концепция по ускорению утилизации автомобилей и идет формирование необходимой для этого инфраструктуры.
Общегородская система "Авторециклинг" подразумевает создание целого комплекса перерабатывающих предприятий с привлечением средств фирм-инвесторов, в том числе и иностранных. Ориентировочная стоимость такой программы оценивается в 50 млн. долларов США. Сейчас в Южном округе столицы на базе судоремонтного завода готовы наладить переработку автомобилей.
Начиная с будущего года брошенные и долго не эксплуатируемые автомобили в Москве будут независимо от желания их владельцев утилизироваться. Решение об этом принято правительством города, которое обязало соответствующие районные службы выявить на своей территории автомобили, подходящие под определение "брошенный". К его кузову прикрепят предупреждение, в котором говорится, что хозяин должен в пятидневный срок позвонить по указанным контактным телефонам. Если в течение этого времени хозяин автомобиля не обнаружится, транспортное средство будет вывезено на спецстоянку. Там оно еще 12 месяцев будет ждать своего владельца. И только после этого автомобиль пойдет в утиль.
Источник: Метлайн |