Сегодня можно смело утверждать, что для нашего государства лом черных металлов превратился в стратегическое сырье. Рассуждения некоторых организаций, являющихся крупными заготовителями и экспортерами металлолома, о его избыточности в России и постоянном недосборе, по сути, вводят в заблуждение, служат исключительно в целях оправдания неограниченного экспорта металлолома и направлены на поддержание его сверхприбыльности. На самом деле ресурсы металлолома в стране ограничены и его экспорт может привести к жестокому сырьевому кризису. В данный момент структурно товарный металлолом более чем на 70% состоит из амортизационного. По существу, это металлоконструкции и оборудование со средним сроком эксплуатации 10–12 лет.
То есть сейчас металлургические предприятия потребляют в качестве металлолома изделия, произведенные из стали, выплавленной в конце 80-х годов, когда объемы ее производства были стабильно высоки и соблюдался баланс между ее производством и потреблением. Соответственно, падение объемов производства стали в РФ в период с 1991 по 1995 год и одновременно неуклонный рост количества экспортируемого металлолома уже негативно сказываются на работе отечественных металлургов. Многие предприятия этой осенью с трудом набирали зимний запас лома по причине снижения предложений на внутреннем рынке. Наметившийся дефицит металлолома в стране ежегодно будет только прогрессировать. По данным ФГУП "ЦНИИчермет им. И.П. Бардина", при сохраняющейся доле экспорта , расчетный дефицит на 2005 год составит 4,6 млн. тонн металлолома. Возникает вопрос, каким образом будет обеспечено выполнение программы "Стратегия развития металлургической промышленности России до 2005 года". Ведь увеличение выплавки стали в полтора раза будет невозможным без покрытия возрастающей потребности в металлоломе с 25,0 до 30,5 млн. тонн в год. Очевидно, что необходимы экстренные меры по защите внутреннего рынка металлолома. На это указывает и статистика поставок за период последних пяти лет, где примерно при одинаковом количестве поставок металлолома на внутренний рынок: 1995 год – 11,4 млн. т, 1998 год – 8,2 млн. т, 2000 год – 11,4 млн. т, отгрузка металлолома на экспорт неуклонно росла: 1995 год – 1,8 млн. т, 1998 год – 6,4 млн. т, 2000 год – 7,4 млн. т. Понятно и желание экспортеров для получения сверхприбыли отменить или снизить действующие пошлины на металлолом. Подобные попытки повторяются неоднократно на различных уровнях. Недавно поднимался вопрос о снижении пошлин на пакетированный лом до уровня 5%. В частности для многих предприятий подобное решение стало бы поистине губительным. По технологии 40% всего потребляемого заводоми металлолома составляют пакеты. Это заставляет закупать 100% всех образующихся пакетов от предприятий Втормета в радиусе тысячи километров, и при этом все равно дефицит пакетов на заводах составляет 4000 тонн ежемесячно. Поэтому со стороны предприятий, использующих пакеты, неоднократно звучали предложения о квотировании экспорта в количестве не более 3 млн. тонн в год и об увеличении размера пошлин до 35% на все виды металлолома. Эти меры помогут стабилизировать ситуацию и гарантировать сохранение минимальных объемов металлолома на внутреннем рынке.
Кроме дефицита металлолома, нестабильность поставок в последнее время связана с проблемами предоставления порожних вагонов службами МПС под погрузку металлолома поставщикам. В августе приоритет был за вагонами под уголь и зерно, в сентябре в первую очередь отгружалась свекла. Несомненна важность для каждого потребителя перевозок именно его груза. Но очевидно, что при условии экономического роста в стране МПС следует увеличить или восстановить имеющийся парк вагонов и координировать свою работу для 100-процентного обеспечения всех заявок и выполнения планов перевозок.
Немалую роль в закупках металлолома имеет и его географическое положение. В первую очередь это близость портов, через которые осуществляется перевалка основных объемов металлолома, отгружаемых на экспорт. И это неудивительно, так как при равнозначных ценах и прозрачности отношений с внутренним потребителем система приемки металлолома в портах и далее отгрузка на экспорт предполагают "хождение" крупных неучтенных наличных сумм. Как можно в таких условиях говорить о снижении или отмене экспортных пошлин? Без экономических мер квотирования и увеличения размера пошлин невозможно повернуть экспортеров металлолома к проблемам отечественных предприятий. Показателен пример, когда в 1999 году путем введения экспортной пошлины на металлолом в размере 15 евро выиграли все, а именно: внутренний потребитель получил необходимое количество лома, страна – дополнительный доход в виде пошлины (данная мера также практически свела случаи занижения контрактной стоимости до минимума), "Вторметы" вследствие резкого сокращения количества непрофессиональных участников рынка увеличили свои показатели по объемам заготовки металлолома и тем самым сохранили объемы выручки.
К сожалению, экспорт оказал негативное влияние и на качество предлагаемого на внутреннем рынке металлолома. Экспортные контракты допускают наличие в металлоломе марки 3А (габаритный тяжеловесный лом) определенного количества легковесного тонкостенного лома категории 12А. Причем в условиях общего дефицита металлолома эта разница в категориях постепенно нивелируется. В итоге ломопереработчики такой смешанный металлолом стали предлагать и на внутреннем рынке. Использование в сталеплавлении низкокачественного легковесного металлолома, насыпной вес которого невелик, приводит к следующим негативным последствиям: повышенному износу сталеплавильного оборудования в силу необходимости производить при загрузке шихты несколько подвалок вместо одной завалки; снижению производительности агрегатов и увеличению расхода энергоресурсов; ухудшению металлофонда в силу его загрязнения примесями цветных металлов, поскольку легковесный металлолом трудносортируем.
В итоге предприятия вынуждены идти на дополнительные издержки, связанные с пересортировкой получаемого под видом 3А металлолома.
Несомненно, постановления Правительства РФ №№ 367, 368 от 11 мая 2001 года призваны упорядочить сбор и реализацию металлолома. Единственное пожелание – чтобы все требования к лицензиатам, к их оборудованию и документообороту, указанные в постановлениях, досконально проверялись и контролировались государственными органами, ответственными за выдачу соответствующих разрешений на право сбора и реализации металлолома.
По вопросу подготовки к зимнему периоду: традиционно, как и все остальные предприятия металлургического комплекса, наш завод в последние месяцы осени пытался приобрести дополнительное количество металлолома. Это обусловлено снижением объемов поступления металлолома в январе–феврале практически вдвое. Поэтому, возвращаясь к вопросу дефицита металлолома, вынужден отметить, что обеспечить зимний запас в нынешнем году стало значительно труднее.
Подготовлено по материалам журнала "Рынок вторичных металлов" N1 2002 год.
Источник: Метлайн |