Новости мирового рынка лома
Главной и долгожданной новости – о сезонном росте мирового рынка, которой ждали многие трейдеры и поставщики, закупившие ранее дорогой товар, так и не произошло. Рынок металлолома не только не смог преодолеть планку, которая установилась в конце прошлого года. Более того, он явно не стремится к ней.
Новостью, отразившейся на рынке лома, стало то, что производители стали всего мира столкнулись со снижением спроса на свою продукцию. Результата ухудшения коньюктуры стального рынка было два. Во первых, это снижение цен на сталь при росте цен за рудное сырье, что резко снизило рентабельность работы металлургических предприятий. Второй итог - снижение объемов производств, т.е. спроса на сырье.
Крайними оказались ломозаготовители, тем более что количество их за «успешный» 2004 год увеличилось. Еще в конце марта – начале апреля 2005 года, многие поставщики лома окончательно убедились, что роста цен не предвидится. Началось заключение контрактов по существующим ценам. При этом предложение даже не находилось в балансе со спросом, а несколько его превышало. Именно это и послужило началом снижения цен на металлолом, которое в последствии коснулось всех основных мировых рынков.
Рынок США
Фактически «качели цен» на металлолом в США достигли наибольшего размаха: после рекордного взлета цен началось их рекордное падение. Причем эксперты считают, что американский рынок металлолома находится сейчас в процессе долгосрочного спада.
Традиционный индикатор американского рынка металлолома – индекс цен на пакетированный автолом, за последние два месяца показывал наиболее любопытную динамику. Снижение индекса этих цен отмеченное с ноября прошлого года в начале апреля остановилось. Был даже зафиксирован небольшой рост цен на 20-30 долларов за тонну. В итоге в апрелю индекс имел значение 278 долларов, что на ниже показателей ноября – (442,5 доллара) на 60%! В середине весны показалось, что цены, существенно потерявшие в весе с начала года, начали отыгрывать свои позиции, но уже к концу месяца выяснилось, что это не так. На фоне снижающихся цен на стальную продукцию в США индекс вначале потерял 60 долларов на рубеже апреля и мая, а затем еще около 60 долларов к концу мая, зафиксировавшись в итоге на уровне 155 долларов за тонну! Цены на пакетированный автолом в США за полгода упали в 2,8 раза! Другие популярные на американском рынке сорта лома (например, шредированный) упали в цене несколько меньше. Однако традиционная сводка Metal Bulletin (Steel Scrap Shredded United States fob East Coast) также отстает от фактических цен в сторону повышения. Реальные цены заметно ниже.
Столь беспрецедентного снижения цен на лом американский рынок не видел давно. Сошлись одновременно два основных мощных фактора:
- продолжающаяся борьба с ценами прошлого года, когда американские сталепроизводители закупали металлолом по рекордным ценам выше 400 долларов за тонну (далее потребители металлолома синхронно решили «обвалить рынок», чтобы диктовать на нем новые правила)
- неожиданно вялый спрос на стальную продукцию американских производителей.
Невысокий спрос на сталь в США при росте экспорта, наложился на высокие складские запасы готовой продукции. Как и во всем мире, американские стальные цены «сползают» вниз и заставляют думать производителей об ограничении производства. В мае, практически все крупнейшие игроки американского рынка объявили о снижении надбавок на закупаемый металлолом. Сейчас, в конце мая, считается, что тенденции американского рынка определились и сохранятся на текущем уровне в течение последующих двух-трех месяцев. Изменения ожидаются, когда спрос на сталь вновь начнет расти, а складские запасы сырья (лома) заметно истощатся.
Европейский рынок.
В начале мая резкое снижение цен в США дало толчок к «активизации» европейского рынка лома. Речь шла, естественно, о снижении европейских цен в том же направлении. Испанские и итальянские заводы начали настаивать на снижении закупочных цен лома на 30 Евро за тонну. И, аналогично, другим регионам мира, европейским металлургическим предприятиям все-таки удалось «продавить рынок». На майские поставки лома цены были снижены до уровня 170-200 евро/т с доставкой на завод. При этом внутренние цены стран ЕС на черный лом стали даже несколько ниже этого уровня.
Как и на рынке США, в Европе давление на закупочные цены лома оказывали снижающиеся цены на готовую продукцию. Кроме того, отметим еще худшую (чем в США) экономическую коньюктуру основных стран Евросоюза. Спрос на стальную продукцию на европейском стальном рынке еще более слабый, чем в США. А остатки продукции у производителей и в сервисных центрах выше. Например, бывший лидер мировой стальной индустрии, и крупнейший европейский производитель - компания Arcelor, планирует сократить выпуск продукции на 1,5 млн. тонн в первой половине 2005 года.
Отметим также наличие значительных запасов металлолома у европейских поставщиков.
Все эти факторы обеспечили производителям стали из ЕС более дешевый металлолом. Наиболее распространенная цена поставок металлолома сорта HMS1 в Европу сейчас спустилась ниже 200$/т.
Это ситуация также отразилась и на российском экспортном рынке. Если в начале года можно было увидеть увеличение поставок в ЕС, то в апреле были заключены последние контракты по старым (высоким) ценам, а последний корабль из СПб ушел в этом направлении в конце мая.
Турция
В течение апреля-мая текущего года, с турецкого рынка металлолома поступало множество новостей. Любопытно, что в конце марта – начале апреля было отмечено некоторое повышение цен на этом рынке, но оно было коротким и незначительным. В целом в апреле закупочные цены оставалась на мартовском уровне.
Однако к концу апреля – началу мая, турецкий рынок незамедлительно последовал за тенденциями мирового рынка. Кроме того спрос на турецкую стальную продукцию упал, что также отразилось на закупочных ценах на металлолом. В середине мая турецкие покупатели не соглашались покупать лом выше 200-205 долларов за тонну на условия СИФ. Это примерно на 20-30 долларов ниже апрельских и мартовских уровней.
Также характерны для турецкого рынка, поставки из России и Украины небольшими партиями по 3-5 тыс.тонн. Причем по каждой партии ( с учетом качества лома) идет отдельный торг. Большие суда с партиями 20-30 тыс. тонн лома из России способен пропускать только Новороссийск, однако этот порт явно перегружен. Значительная масса поставок лома идет малыми партиями через мелководные порты, включая речные (регион Ростова-на-Дону). Именно этим и объясняется эластичность турецкого и российского южного рынков. Изменение потребности в ломе или изменение цен на готовую продукцию моментально сказываются на поставках из региона и уровне цен. В среднем они незначительно выше экспортных цен США и ЕС.
Япония, Южная Корея
В Японии, так и в Южной Корее в течение всего апреля и начала мая наблюдалось плавное снижение цен до уровня 220-230 долларов за тонну.
Однако по переговорам 15 мая цена на июньский экспорт японского лома черных металлов упала на $40-50/т. Тендер по лому марки НMS2 (FAS) на поставки Kanto Tetsugen согласован по цене $186/ т для партии в 6.000 т. Сообщается, что «слабый интерес к японскому лому со стороны азиатских потребителей сильно снижает цену». Более того – «цены пойдут еще ниже, как только азиатские сталелитейщики затоварят свои склады».
Южнокорейские металлурги, наращивая потребление лома, не спешат заключать долговременные контракты. Рынок считается нестабильным, а ключевые порты Южной Кореи чрезмерно загружены. Так что «есть надежда на дальнейшее снижение цен».
Китайский рынок
Удивительно, но цены Китая на лом продолжают оставаться на уровне выше мировых цен. В начале мая импортные цены на металлолом 3А ив Китае находились в пределах 245-265 долларов c&f. Внутренние цены в апреле-мае были еще выше и находились в пределах 260-290$/т по разным провинциям Китая. По состоянию на 30 мая средняя цена на черный лом внутреннего рынка Китая за неделю снизилась на $3 и достигла уровня $ 278 за тонну (для марок толщиной 6-8 мм, близких к HMS1, 3А). Более того, цена на импортный черный лом на погранпереходе Alashankou (из Казахстана в Китай) 30 мая выросла на $7 до $232 за тонну.
Сообщается, что китайские покупатели ищут дешевый материал и несколько сократили закупки, но в ряде случаев соглашаются на текущие цены.
Соглашаются они не безропотно. В начале мая из КНР пришло любопытное сообщение, что «производители стали несут немалые потери из-за стихийного ценообразования и хаоса в сфере рыночной конкуренции на мировом рынке. Цены на лом постоянно растут; прошлый год ознаменовался феноменальным скачком цен (на рынке восточного Китая цены взмыли вверх до $314/т). Для улучшения ситуации стальные компании Китая намерены объединиться в союзы потребителей металлического лома.»
Создан специальный рабочий комитет на базе Китайской Ассоциации Переработчиков Металлического Лома для проработки деталей создания союзов.
Многочисленные заготовители и импортеры лома в Китай от объединения потребителей не ждут ничего хорошего. Далее возможен диктат закупочных цен по американскому или европейскому сценарию.
Однако пока в Китае в ближайшие месяцы не ожидается серьезного изменения цен. Лом в Китае часто закупается на спотовом внутреннем рынке, а цены его сравнительно стабильны. Основные покупатели лома – малые электросталеплавильные производства по прежнему страдают от дефицита электроэнергии и не идут на долгосрочные контракты. Импортные поставки лома в КНР остаются сравнительно невелики и нестабильны по объемам.
Итоги весны для мирового рынка
Теперь можно сформулировать и основные выводы по мировому рынку лома. Роста цен, которого все поставщики лома так ожидали всю зиму и который всегда(!) характеризовался рынком как сезонность - не произошло. В конце марта-апреле на мировом рынке действительно был рост активности и некоторые рынки даже отреагировали незначительным повышением (рынок СПб и российские заводы в том числе). Но пик рынка пришелся на середину апреля и далее исчез. Да и пиком эту активность назвать сложно. Это скорее был пик активности всех игроков рынка, а на цене фактически это никак не сказалось. Кроме этого, многие экспортеры и внутренние поставщики просто не выдержали отсутствия оборотных средств и начали продавать по существующим ценам. Именно массированное предложение лома фактически удержало рынок от роста.
Ситуацию этой весны, можно назвать диктатом потребителей. В марте, апреле и мае они достаточно успешно провели закупки материала по нужным ценам на лето 2005 года. Совершенно логично, что после такой активности цены на многих мировых рынках откатились назад и будут почти стабильны в ближайшие пару месяцев.
Ряд специалистов считает, что прошедшая весна была только репетицией/началом глобального постепенного снижения цен на металлолом, который будет проходить в рамках общего снижения мировых цен на сталь. Металлурги продемонстрировали какой уровень цен им в действительности интересен в настоящее время. Скорее всего, цены будут варьироваться в этих же пределах до конца года, а общая кривая цен будет иметь малый наклон вниз.
Объявленное многими металлургическими компаниями расширение применения лома (взамен дорогого железорудного сырья) требует заметных технологических изменений металлургического процессов и будет реализовываться сравнительно медленно. Это вполне перекрывается затоваренностью складов, «плановыми ремонтами» и снижением сталеплавильных производств.
Российский рынок лома
Экспорт
Для экспортеров, ориентированных за западные порты, «сигналы оживления» начали поступать во второй половине марта. Рынок Санкт-Петербурга пошел вверх в считанные дни, на что сразу отреагировали крупнейшие заводы России.
Однако в части цен европейский рынок практически не сдвинулся с места. На российском рынке произошел кратковременный, но незначительный (в пределах 10%) рост цен. Европейский рынок оживился в части объемов, но цена осталась на месте. Запала европейских покупателей хватило примерно на месяц, а в конце апреля с рынка Санкт-Петербурга начали поступать сигналы о том, что в начале мая стоит ожидать падения цен. Большинство крупных покупателей и действительно опустили цены в начале мая. Новые контракты заключались по низким ценам или совсем не заключались. Цены ФОБ СПб снизились с 230-240 долларов за тонну в апреле до 200-210 долларов за тонну в мае.
Считанные покупатели держали цены высокими вплотную до третьей декады мая. И только когда прошли последние отгрузки по апрельским контрактам цены понизили уже все трейдеры.
Текущая весна еще раз четко продемонстрировала жесткую зависимость российского рынка от европейских потребителей. Основные тенденции питерского рынка приходят из Европы, и в большинстве случаев на них также реагируют российские металлурги.
Металлургические заводы
Российские металлурги в начале апреля поддались на оживление рынка Санкт-Петербурга и подняли закупочные цены на 5-10 долларов. Это повышение позволило им эффективно конкурировать с рынком Санкт-Петербурга и другими экспортными рынками. В результате этого уже в середине апреля начали поступать сигналы о насыщении заводов – настолько активно лом «пошел» в их направлении.
Поэтому в середине месяца, некоторые трейдеры начали поговаривать о квотировании поставок на НЛМК и Северсталь. Эти слухи сопровождались снижением закупочных цен этими заводами. При этом НЛМК буквально обвалил свои цены сразу на 500-600 рублей за тонну. В итоге к концу апреля закупочная цена Северстали и НЛМК была на уровне 165 и 150 долларов за тонну соответственно. Причем в этот период было очень трудно совершить поставку на НЛМК. Источники на комбинате (и близкие к нему) сообщали, что металлолом им не потребуется до конца мая и не стоит рассматривать завод, как потенциального потребителя лома в мае. Только отдельные постоянные поставщики могли поставлять НЛМК в это период.
На ММК в апреле также отреагировали на рост цен закупа своих коллег. Цена выросла на 5 долларов по сравнению с мартом и оставалась на таком уровне до второй половины мая. Потом комбинат дважды понизил цены. В итоге к концу мая цена на 3А на условиях франко-вагон ММК составляла 150 долларов за тонну. ММК сейчас имеет трудности с железорудным сырьем (пошел на прямой конфликт с ГОКами по ценам) и пытается компенсировать свои потери за счет недорогого металлолома.
Отметим, что сейчас практически все меткомбинаты активизировали работы по расширению применения лома в производстве стали. К примеру, 31 мая сообщил о работах по модернизации копрового цеха ЗапСиб. По контракту, заключенному с ООО «Либхерр-Русланд» (российское представительство немецкого концерна Liebherr), на комбинат уже поступили современные перегружатели металлолома, которые будут использоваться на погрузочно-разгрузочных операциях вместо железнодорожных кранов. Их применение позволит ускорить выгрузку и увеличить объемы запасаемого лома без использования новых площадей, за счет увеличения высоты штабелей с 7 до 11 метров. Стоимость нового оборудования – 720 тысяч евро. Кроме того, в копровом цехе предстоит заменить три электромостовых крана, провести реконструкцию железнодорожных путей и копрового отделения, а также соорудить новые площади открытого склада. Если в 2004 году в копровом цехе ЗСМК было переработано 1,4 млн. тонн лома, то после модернизации его мощности составят около 2 млн. тонн. Однако все это произойдет ближе к концу года. Не будут «дремать» летом и российские заготовители лома. Количество их, особенно в глубинке, велико, как никогда, а предложение лома в стране хронически превышает спрос.
В качестве заключения этого обзора по рынку лома отметим, что налицо слабость экспортного рынка и не очень оптимистичные прогнозы по нему. К этому добавляется застой на внутреннем российском рынке. Традиционно ожидается, что «оживление» рынка лома произойдет к концу лета – началу осени. Именно тогда большинство экспертов ждет роста деловой активности, стального спроса, цен и т.д…
Однако есть мнения, что падение цен на лом прямо связано с большим перепроизводством стальной заготовки и проката строительного назначения. Конкуренция производителей здесь велика как никогда, поэтому провоцирует дальнейший спад цен. А он – дальнейший спад цен на лом. И так далее.
Именно между этими двумя сценариями и прогнозируется развитие рынка лома…
Источник: MetalTorg.RU. |