Постановлением Правительства РФ от 16.04.99 № 441 были введена экспортная пошлина на отходы и лом черных металлов, вывозимых с территории Российской Федерации. Введение тарифного регулирования экспорта металлолома черных металлов обусловлено необходимостью обеспечения минимально безопасного уровня загрузки предприятий металлургического комплекса, использующих отходы и лом черных металлов, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Уже через месяц после опубликования Постановления была подтверждена его действенность: обозначилось резкое переключение поставщиков на платежеспособных внутренних потребителей, которые мгновенно отреагировали на увеличение объема поставок сырья либо снижением закупочных цен, либо ужесточением условий расчета с поставщиками.
Состояние дел в металлургической промышленности, одной из базовых отраслей экономики России, вызывает заинтересованность и тревогу как у властных структур, так и у специалистов, работающих в ней, в том числе и у работников подотрасли, снабжающей металлургические предприятия вторичным металлосодержащим сырьем на протяжении более 75 лет.
Поворот отечественной экономики к рыночным отношениям вызвал появление в сфере обращения с металлоотходами помимо предприятий системы «Втормет» большого количества коммерческих структур, индивидуальных предпринимателей, часто не имеющих не только опыта заготовки и переработки металлолома и метал-лоотходов и перерабатывающего технологического оборудования, но даже достаточно приспособленных приемных площадок.
Бесконтрольная заготовка металлолома, особенно цветных металлов, создает предпосылки для их массовых хищений с промышленных предприятий, из воинских частей, на транспорте, из энергосистем и коммуникаций связи. При этом выводятся из строя и порой уничтожаются значительные материальные и культурные ценности, нарушается связь, энергоснабжение, создаются аварийные ситуации, а также возможность для различных злоупотреблений.
Несмотря на возросшее количество заготовителей, действующих в сфере обращения металлолома, общие объемы заготовки лома и отходов черных металлов постоянно снижаются. Доля металлоотходов от металлообработки в балансе ломообразования до 1992 г. составляла 35%, а сегодня — около 8-10%, а по многим регионам равна нулю.
Демонополизация деятельности по обращению с металлоломом, привлечение массы неспециализированных физических лиц, отгружающих потребителям лом и отходы металлов без соответствующей переработки, резко снизили качество вторичного сырья, поставляемого металлургам, которые, испытывая значительные затруднения в получении металлолома, не предъявляют соответствующих требований к его качеству. О таких понятиях, как насыпная плотность, засоренность лома безвредными примесями редко кто вспоминает. Как правило, подавляющее большинство «новых ломоперерабатывающих» коммерческих структур используют минимальное количество технологического оборудования (в основном для разделительной газовой резки и погрузки в транспортные средства) и не инвестирует денежные средства в техническое перевооружение. Все этапы технологических процессов обращения с ломом и отходами связаны с непосредственным их воздействием на окружающую среду, что требует дополнительных мер по обеспечению экологической безопасности площади, территории, региона и т.п. Лом и отходы могут содержать опасные соединения различных металлов (в том числе и тяжелых), техногенные остатки (в том числе радиоактивные и взрывоопасные), химические, биологические загрязнения, мусор, масла, остатки лакокрасочных покрытий и смазочно-охлаждающих жидкостей, высокодисперсную пыль и др. Обращение с ними в процессе перемещения, хранения и переработки требует повышенного контроля не только со стороны природоохранных органов, но и со стороны органов МВД, Госстроя РФ и других государственных структур.
В этой связи необходимо навести такой порядок, при котором заготовкой металлолома могли бы заниматься все заинтересованные в этом физические и юридические лица, а переработкой — определенное количество специализированных предприятий, имеющих соответствующие инфраструктуру, технологическое оборудование, опыт, кадры, нормативную базу. Не секрет, что заготовка металлолома и скупка его за наличный расчет нередко связаны с криминализацией этого вида деятельности, так как сегодня отсутствует достаточно эффективная система его финансового контроля.
На взгляд многих специалистов, занимающихся этой проблемой, необходимо разработать и ввести приемлемую форму статистической отчетности по образованию и использованию лома и отходов металлов, обязательную для всех субъектов, действующих в сфере обращения с металлоломом, а также разработать нормативные документы, регламентирующие порядок скупки металлолома за наличный расчет.
Источник: www.reu.tehnoprom.ru |