Острая необходимость кардинального улучшения, положенная в области переработки отходов промышленного производства, в настоящее время осознана во всех слоях украинского общества, как руководством страны, учеными, так и рядовыми гражданами страны. У этой проблемы имеется две составляющие: экологическая безопасность и экономическая целесообразность. Очищая территорию государства, его водный и воздушный бассейны от отходов производства, захламляющих их и наносящих вред, можно получить в результате переработки отходов дополнительную продукцию, увеличить расходы и прибыль предприятий.
По данным, опубликованным в газете "Урядовий кур’єр" (3.03.2001г, стр.11), на каждого жителя Украины приходится 80-100 тонн отходов, в том числе токсических. Украина занимает одно из первых мест по их интенсивности и объемам загрязнений, в то время как по уровню жизни не входит в первую сотню стран мира. В Украине 2700 отвалов породы и твердых отходов; 1095 из них принадлежат угольной промышленности. На площади 8,6 тыс.га. сосредоточены 1,8 млрд.м3 породы. Треть из них постоянно горит. Непрерывно задымляется зона, на которой проживает 100 тыс. человек.
Но вместе с тем необходимо отметить, что были опубликованы и иные данные о масштабах загрязняемости территории Украины производственными и бытовыми отходами. На одного жителя Украины приходится до 400 тонн промышленных и бытовых отходов, причем 87 тонн из них – особо токсичные. Такие данные привел заместитель генпрокурора Украины Н. Гарник, отметив, что хранящегося в нашей стране ракетного топлива достаточно, чтобы отравить 2/3 мировых запасов воды. В Украине накоплено 13,3 тыс. тонн запрещенных и непригодных к использованию пестицидов. Они хранятся на 109 складах. Учитывая участившиеся
случаи самовольного захвата земель, можно ожидать и нежелательных действий новоявленных землевладельцев с опасными химикатами. Только за прошлый год, - сообщено далее, - из хозяйственного обращения изъято более 160 тыс. гектаров земли, загрязненной отходами, нефтепродуктами и химическими веществами. Шахтные отходы одного лишь производственного объединения "Донецкуголь" заняли уже более 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.
В 1999 году в реки и водоемы Украины сброшено 4 млрд. загрязненных вод. За последние годы в Украине зарегистрировано более 8 миллионов инфекционных больных, пострадавших в основном из-за некачественной питьевой воды. Около 90 % загрязненных вод приходится на промышленные регионы: Днепропетровскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Херсонскую, Николаевскую области и г. Киев ("Труд", 5.10.2000, с.6).
В Украине только зарегистрированных мусоросвалок насчитывается 2,5 тысячи. Масса мусорных свалок не зарегистрированы, но их количество даже учесть очень сложно ("Прибуток з відходів", "Урядовий кур’єр", 2.03.2001, с.4). Примерно половину объема мусорных свалок составляет использованная тара. В Европе утилизация тары возрастает ежегодно на 2-3 %. Повышение уровня переработки отходов и, в частности, использованной тары, а также гармонизация отечественного законодательства с законодательством Европейского Союза в части использования отходов являются одним из условий интеграции Украины в ЕС. Таким образом, повышение уровня использования отходов, кроме решения вопросов экологичности и роста экономики, позволяет создавать условия и для интеграции Украины в европейский рынок.
В связи с этим особо актуальными являются предложения председателя Антимонопольного комитета Украины А. Завады о направлениях совершенствования нормативной базы в Украине, которые предусматривают не только улучшение законодательных основ для использования отходов, но и гармонизацию украинского законодательства с нормами европейского законодательства. Полностью приемлемы предложения о совершенствовании Закона Украины "Об отходах", о приведении его норм в соответствие с нормами европейского законодательства. В высшей степени важно также разработать более фундаментальный законопроект о таре и упаковке, который дает возможность регламентировать все вопросы в сфере обращения с образуемыми ими отходами. При этом эти виды отходов являются результатами потребления продуктов промышленного производства, и переработка их также может быть осуществлена только на базе применения промышленных технологий.
В проблеме улучшения использования отходов промышленного производства и промышленных изделий в составе бытовых отходов следует различать два разных, хотя и тесно взаимосвязанных, аспекта: расширение переработки отходов (увеличение объемов и ассортимента перерабатываемых отходов промышленного производства) и повышения экономической эффективности переработки отходов промышленного производства.
Факторы, условия, обстоятельства повышения эффективности переработки промышленных (и бытовых) отходов многочисленны и многообразны. Первым и непременным условием возрастания абсолютной и относительной массы эффекта от переработки промышленных отходов выступает увеличение перерабатываемого объема отходов. Этому, прежде всего, способствует рационализация законодательной базы, использования в Украинском законодательстве достижений, зафиксированных в прогрессивных нормах законодательства европейских стран, добившихся высокой степени переработки промышленных и бытовых отходов.
Вторым важнейшим условием улучшения положения в переработке отходов является активная и конструктивная политика органов власти на всех уровнях. Так, в Киеве работает мусороперерабатывающий завод "Энергия". Но из-за недостатка внимания к нему со стороны руководства города на нем используется технологически устаревшее оборудование, вследствие чего завод загрязняет атмосферу и усложняет условия жизни для жителей Харьковского района г. Киева. В то же время предпринимательская инициатива, активно поддержанная городским головой г. Кременчуга, налаженная масштабная переработка полиэтиленовых и пластмассовых изделий. На предприятии ежедневно перерабатывается более 100 тонн использованных и забракованных полиэтиленовых изделий, и производятся пластмассовые продукты, которые применяются в электротехнической промышленности и в бытовой сфере. Завод завален заказами, включая и зарубежные. Происходит расширение производства, строятся новые помещения, монтируется прогрессивное оборудование. А самое главное, сокращается в стране гора отходов, которые не поддаются воздействию никаких природных сил ("Прибуток з відходів", "Урядовий кур’єр", 2.03.2001, с.4).
Но активное организационное участие необходимо в переработке отходов не только со стороны местных административных органов, но и со стороны центрального руководства страны. Это ощущается как на примере частных коммерческих предприятий, так и государственных. Во Львове функционирует государственное предприятие "Аргентум", которое занимается комплексной переработкой отходов промышленного производства, содержащих драгоценные металлы, и выпуском дефицитной продукции из них ("Зеркало недели", 12.08.2000, стр.7).
На "Аргентуме" выпускается около 500 видов продукции. Большая часть продукции выпускается под заказ, а излишки драгметаллов передаются в госказну. Отходы производства, включая даже жидкие отходы при изготовлении фотопродукции, собираются со всей территории Украины. Переработке промышленных отходов, содержащих драгметаллы, уделяется пока недостаточное внимание. Так, в развитых странах до 80 % драгметаллов, используемых в производстве, извлекается из отходов и только 20 % вырабатывается из природных источников. В Украине же соотношение обратное. Для улучшения организации и резкого повышения объема переработки отходов производства необходимы соответствующие государственные программы, в которых было бы четко определено, сколько и каких отходов, а также на каких предприятиях должно перерабатываться. При этом предприятия могут основываться как на частной, так и государственной и муниципальной собственности. Но такие программы не разрабатываются. В частности, нет программы переработки отходов, содержащих драгметаллы, в общегосударственном масштабе. Львовский "Аргентум" держится на инициативе и профессиональных знаниях своего руководства.
В отсутствие целенаправленной и действенной государственной политики переработки отходов производства в Украине свидетельствует динамика объема такой переработки. По данным, приведенным президентом Государственной компании "Укртарапереработка" С. Новохацкой, в Украине накопилось 27 млрд. тонн различных отходов, которые в большинстве не перерабатываются, а загромождают территорию страны и отравляют окружающую среду. Под отвалами занято более 160 тыс.га земли. Но темпы переработки отходов не растут, а снижаются. Если в 1991 году перерабатывалось 13 % твердых отходов, то сейчас – лишь 3-4 %. Это привело к значительному ухудшению состояния водного и воздушного бассейнов, загрязнению грунтов, потере колоссальных объемов вторичных материальных ресурсов. Ежегодно вследствие указанных обстоятельств государственный бюджет теряет 260 млн. гривень, а население – более 50 тысяч рабочих мест. Подписанный Президентом Украины Закон "Об отходах" из-за отсутствия экономического механизма не действует ("Урядовий кур’єр", 14.02.2001, с.13).
Активное государственное влияние необходимо и в решении концептуального вопроса о путях утилизации производственных и бытовых отходов. Дело в том, что сейчас четко прорисовывается два подхода к решению этого вопроса. Первый заключается в том, чтобы строить современные мусоросжигательные заводы. Второй – в использовании отходов как вторичных ресурсов.
Но необходимо отметить, что на практике, из-за отсутствия средств, в сущности почти не реализуется ни тот, ни другой подход. В газете "День" представлен третий путь, сформированный под давлением фактически сложившихся неблагоприятных экономических и организационных обстоятельств. Согласно приблизительным подсчетам сегодня функционирует в Украине около 3,5 тысяч свалок (по данным "Урядового кур’єра", приведенным выше, официально зарегистрировано 2,5 тысяч). Но кроме этого действует масса местных (локальных) мелких и средних свалок, которые нигде не учтены, используются с нарушением действующего экологического законодательства ("День", 28.11.2000, с.7). Поэтому высказывается рекомендация, с одной стороны, легализовать, то есть зарегистрировать официально неучтенные свалки, а с другой стороны, закрывать некоторые крупные свалки, как этого добиваются Партия зеленых Украины и общественная организация "Молодые зеленые Украины".
Но те, кто непосредственно включился в производственное использование промышленных и бытовых отходов, считают, что их необходимо рассматривать только как источник вторичного сырья и активизировать их использование, что и будет вести к их уменьшению и улучшению санитарно-экологической обстановки. Так, на Херсонской производственно-коммерческой фирме "Биолог" была разработана и внедрена в производство уникальная в мировой практике технология глубокой переработки полимерных отходов, на основе которой из использованной тепличной и упаковочной полиэтиленовой пленки начал производиться прочный и экологически чистый, красивый кровельный лист под названием "Биолайн". За три года выпуск продукции был увеличен в 10 раз. Продукция пользуется очень широким спросом внутри страны и за рубежом Спрос на "Биолайн" опережает возможности фирмы.
Руководство и специалисты предприятия "Биолог" считают, что все производственные и бытовые отходы должны рассматриваться только как вторичное сырье и должно быть резко увеличено их использование для переработки. При этом на примере фирмы "Биолог" видно, что в Украине достигается намного более высокая экономическая и социальная эффективность такого производства, чем в других странах, включая высокоразвитые. Так, создание предприятия обошлось в 1 млн.грн., тогда как на Западе подобный проект стоит 7-8 млн. долларов. На фирме создано 129 рабочих мест, кроме того, предприятие дает работу сотням заготовителей сырья, транспортникам, кровельщикам. За три года предприятие выпустило свыше 500 тыс.м2 кровельного листа. Это позволило сохранить 2 млн. долларов, которые потребовались бы для оплаты импорта кровельной продукции. Также были освобождены территории свалок и другие места от 2000 тонн синтетического мусора. Фирма "Биолог" своевременно выплачивает заработную плату, взносы в бюджет и другие платежи ("Зеркало недели", 28.10.2000, с.13).
Фирма "Биолог" стала членом Международной ассоциации переработчиков твердых отходов. Но ее успех мог быть еще более масштабным, если бы экономическая политика государства способствовала развитию отрасли, утилизирующей и перерабатывающей отходы. В Законе Украины "Об отходах" продекларированы некоторые льготы для этой отрасли. Но на деле ни одной льготы некоторые фирмы, в том числе и "Биолог", не получают. Не способствует указанный закон и развитию сети по сбору вторичного сырья. Например, в Германии семь лет тому назад государство предприняло очень существенные меры по стимулированию использования вторичного сырья. Было введено дотирование сбора и переработки полимерных отходов из расчета 2400 марок на одну тонну. Постепенно сумма дотации уменьшилась и составила в 1999 году 150 марок. Таким образом, дотирование способствовало формированию и укреплению отрасли, и могло быть существенно сокращено ("Зеркало недели", 28.10.2000, с.13).
Создание и внедрение в действие под контролем и при содействии государства системы утилизации и переработки отходов как вторичного сырья дает возможность включить в хозяйственный оборот ресурсы, которые в настоящее время не используются. Но этого не делается в нарушение Украинского законодательства. Так, пунктом 17 Закона Украины "Об отходах" установлено, что как производители продукции в таре и упаковке, так и импортеры продукции в таре и упаковке обязаны еще с 1998 г. принимать и утилизировать свою использованную тару и упаковку. Но ни те, ни другие этого не делают, чем нарушают законодательство Украины. При этом никаких действенных предложений с их стороны также не поступает.
Вместе с тем необходимо отметить, что за утилизацию всей упаковки импортной продукции деньги уплачиваются производителям, но они, таким образом, остаются за границей. Следовательно, украинские импортеры выплачивают другим странам за накопление отходов их производства в Украине. В развитых странах так принято, что фирмы оплачивают услуги по сбору и утилизации своей использованной тары и упаковки, и эта плата в десятки раз выше, чем в Украине. Например, в Германии за утилизацию пластика плата в 18,4 раза больше, чем предлагается в Украине, а за оборотную стеклопосуду – в 78 раз. Но работающие в Украине иностранные фирмы не развертывают системы сбора и утилизации своей тары и упаковки, идя на прямое нарушение украинского законодательства. Государственная компания "Укртарапереработка" уже располагает технологиями, которые позволяют утилизировать практически почти 100% отходов ("Урядовий кур’єр", 14.02.2001, с.13).
Важным направление повышения эффективности переработки сырья в Украине является формирование и применение действенной системы государственного стимулирования сбора и переработки вторсырья. Это относится, прежде всего, к стимулированию в сфере налогообложения. Правда, Постановлением Кабинета Министров Украины № 1197 от 03.08.2000 г. утвержден перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, предоставления услуг по сбору и заготовке которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, а полученные доходы – от налогообложения. В этот перечень, в частности, включены: макулатура, стеклобой, отходы полимерные, отходы резиновые, в том числе изношенные шины, материалы текстильные вторичные, отработанные люминесцентные лампы и другие отходы, содержащие ртуть, отработанные нефтепродукты (отработанные масла моторные, индустриальные и их смеси). Но этого явно недостаточно. Учитывая особую экономическую, социальную и экологическую важность вовлечения в хозяйственный оборот производственных и бытовых отходов в качестве вторичного сырья, необходимо полностью освободить от налогообложения, как переработчиков, так и сборщиков отходов. Необходимо также создать систему льготного кредитования всех хозяйствующих субъектов сферы сбора и переработки вторсырья, включая в эту категорию все виды отходов, для переработки которых в Украине существуют современные технологии.
Особо необходимо организовать работу по изучению и распространению организационного и технологического опыта функционирующих в Украине предприятий по сбору и переработке производственных и бытовых отходов. Должны быть созданы все необходимые условия, включая законодательные, для тиражирования таких производств.
Источник: ecologylife.ru |