Есть несколько федеральных законов, а также ряд распорядительных документов правительства Москвы, которые регламентируют обязательность проведения на территории города экологического мониторинга, то есть наблюдений за тем, как изменяется, ухудшается или улучшается состояние природной среды под воздействием природных факторов и антропогенного влияния. При этом наблюдения осуществляются за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, зеленых насаждений, шумового воздействия, радиационным фоном, растительными и животными сообществами.
Экологическим мониторингом в столице сегодня занимаемся не только мы: целый ряд городских организаций и федеральных структур выполняют ту или иную функцию в рамках этого направления. Однако именно наше учреждение, которое существует уже два года, является информационно-аналитическим центром всей этой системы. Кроме того, именно мы используем автоматические станции контроля качества воздуха. Эта система - наша гордость, потому что полностью соответствует европейским стандартам. И по количеству станций, и по перечню контролируемых ингредиентов, и по аппаратуре. Все это позволяет четко ставить диагноз состоянию природной среды в городе. Так что конституционный механизм предоставления информации о влиянии на городскую среду в Москве работает эффективно.
Город разный
Нельзя сказать: воздух в городе "грязный" или "чистый". Во дворах он один, в парках и скверах - другой, возле трасс или промышленных зон - вообще третий. Никакой однородности тут нет. Причем во дворах жилых домов, отделенных первой и второй линией жилой застройки от автотрасс, воздух действительно чистый! Когда в 1996 году начала действовать первая передвижная лаборатория, экологи сами были поражены. Ведь теоретически из-за воздухообмена загрязнения рано или поздно проникают даже на самые отдаленные территории. Но "грязь" рассеивается в атмосфере до малых концентраций. Так что если рядом с жильем нет прямого источника загрязнений, то ситуация благоприятная.
Чтобы знать точно, чем дышат москвичи, в каждом административном округе столицы установлено несколько автоматических станций контроля над состоянием воздуха. Всего в городе их 39. Они отслеживают вещества, которые содержатся в выбросах автотранспорта и промышленных предприятий, а также вещества, которые являются продуктами горения любых видов топлива и присутствуют в атмосфере любого мегаполиса. Отслеживаются также 16 веществ, которые, по данным врачей-гигиенистов, наиболее вредны для человека. При этом каждая станция обследует не стандартный набор веществ, а лишь наиболее характерные составляющие для данной территории. С прошлого года организован также контроль над взвешенными частицами с размерами менее 10 микрометров (РМ10), очень опасными для здоровья. Они проникают слишком глубоко и к тому же могут накапливаться в организме в течение всей жизни, но никак не выводятся.
Кто же получает всю эту информацию и как она используется? Во-первых, основной пользователь - Госсанэпиднадзор, который проводит свой собственный социально-гигиенический мониторинг. То есть устанавливает связь между разного рода загрязнениями и заболеваемостью населения, а также пытается определить, какие вещества вредят здоровью горожан больше всего. Результаты этих исследований - в буквальном смысле руководство к действию: какие и где вещества отслеживать, на каких территориях проводить меры и природоохранные мероприятия.
Второй пользователь информации "Мосэкомониторинга" - Центр организации дорожного движения, где разрабатывают схему дорожного движения, меняют транспортные потоки. Ошибочные решения приводят к росту загрязнений. Чтобы этого не происходило, нужно заранее просчитывать экологическую эффективность проектов.
Еще "Мосэкомониторинг" работает в связке с НИИПИ Генплана. Например, именно так разрабатывалась Генеральная схема теплоснабжения города до 2020 года. Экологи просчитали, как увеличение мощностей и применение резервного топлива скажется на разовых концентрациях, на сезонных выбросах загрязнений в районах ТЭЦ. В итоге выбрали наиболее приемлемый вариант. Важно такой анализ проводить заранее. В столице есть множество учреждений, предприятий и людей, которые декларируют высокую экологичность тех или иных проведенных ими мероприятий. Как узнать, истинны ли эти утверждения? "Мосэкомониторинг" просто ставит станцию на проблемной или спорной территории. Это - момент контроля. И себя, и предприятий, и других органов власти.
Но самый главный пользователь - население. Ведь система позволяет быстро установить, где и какое в городе загрязнение, какие категории больных могут на это наиболее остро реагировать, как это загрязнение уменьшилось или увеличилось.
Москвичи часто направляют в инспекцию Департамента природопользования жалобы на загрязнения. "Мосэкомониторинг" отрабатывает эти сигналы параллельно с инспекторами. Например, поступила жалоба, что на такой-то территории ощущаются такие-то симптомы. Специалисты "Мосэкомониторинга" тут же открывают базу данных по всем источникам выбросов на этой территории, делают предварительный поиск и расчеты. Анализируют обоснованность жалобы. В дальнейшем вместе с инспектором выезжает передвижная лаборатория, отбирает пробы. Но происходит это, по понятным причинам, уже не в момент жалобы, так что ситуация успевает измениться. Поэтому наиболее приоритетная задача сегодня для нас - повышение оперативности отработки жалоб и исключение несанкционированных выбросов промышленных предприятий через создание на предприятиях автоматической непрерывной системы измерения выбросов.
Есть и такие территории в Москве, где уровень загрязнений стабильно высокий. Там специалисты одним выездом не ограничиваются, а включают местность в план обследования передвижной лаборатории. Набирают статистику, ставят в известность префектуры.
Бывают и казусы. Например, многие москвичи ошибочно принимают чистый водяной пар, который идет из градирен на ТЭЦ и очень хорошо заметен в прохладную погоду, за выбросы и начинают бить тревогу. Но газовое-то загрязнение идет из труб, и его почти не видно!
А вот в примагистральных районах ситуация сложная: не понятно, кого штрафовать. Виновник плохого воздуха - трасса. Но это не предприятие, а поток автомашин. Улучшить состояние воздуха можно лишь долгосрочными программами по уменьшению выхлопов, но проблема в том, что весомая часть полномочий в этой сфере находится на федеральном уровне. Москва зажата в определенные рамки. Экологи, к своему огромному сожалению, могут пока только разъяснять жителям, как минимизировать негативное воздействие автомашин.
Источник: Мосэкомониторинг |