Каждый современный потребитель сталкивался с пиктограммами, запрещающими выбрасывать те или иные предметы вместе с остальным мусором. Увы, в Москве проявить экологическую сознательность совсем непросто. Если утилизировать отработанное моторное масло у вас худо-бедно получится, то сдать севшие батарейки - вряд ли.
Всем столичным промышленным и высокотехнологичным мусором заведует МГУП «Промотходы». Основная задача этого предприятия - создание сети заводов по переработке отходов. Результаты деятельности «Промотходов» каждый раз с гордостью приводятся столичными чиновниками, когда им нужно показать, что город успешно учится перерабатывать свой мусор. Из 2,5-3 млн тонн отходов, которые ежегодно остаются от деятельности предприятий города, почти треть идет на переработку. Город почти полностью перерабатывает цветные и черные металлы, 50% стекла, до 25% древесины, 50% макулатуры. По остальным видам отходов цифры немного хуже: из 47 тыс. тонн изношенной авторезины перерабатывается 9-10 тыс. тонн, а пластик и полиэтилен перерабатываются только на 6%.
Эти данные включают не только отходы с предприятий, но и мусор частных лиц. Все дело в том, что «Промотходы» принимают стекло у организаций - сборщиков стеклотары, которые, в свою очередь, обслуживают население. Сам МГУП напрямую с гражданами не работает: слишком много проблем и малые обороты. «Мы сотрудничаем непосредственно с промышленными предприятиями. После заключения договора они сдают нам отходы, которые перерабатываются на наших производствах»,- рассказала ИП главный специалист МГУП «Промотходы» Людмила Демина. Редакция решила попробовать влиться в систему переработки отходов и проверить, может ли сознательный гражданин пристроить куда-нибудь старые покрышки, разбитый градусник и другие ненужные, но опасные для природы вещи.
Ртутный столбик
На Варшавском шоссе располагается «Группа переработки ртутьсодержащих отходов». Это предприятие осуществляет централизованный сбор и транспортировку отработанных люминесцентных ламп, а также прием других ртутьсодержащих приборов у промышленных предприятий, жилого фонда города, объектов здравоохранения, метрополитена. В результате переработки предприятие получает ртутьсодержащий люминофор и вторичную металлическую ртуть. Оба эти вещества используются в промышленности. Попытка редакции вызвать специалистов предприятия для забора разбитого градусника закончилась неудачей. Нам сказали, чтос частными лицами «Группа переработки ртутьсодержащих отходов» не работает ни под каким видом. После чего повесили трубку. По телефону 03 нас снабдили ценным советом «собрать всю ртуть бумажкой, заклеить в пакет и выкинуть в бачок на улице». Приехать и забрать ртуть с большой неохотой согласился только оперативный дежурный ГОиЧС по Москве.
Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Многочасовые поиски привели нас в НПО «Радон», в структуре которого есть специальная оперативная служба по сбору ртути у населения. Ее сотрудники готовы бесплатно приехать и собрать разлившуюся в квартире ртуть, даже от градусника. Они же принимают на утилизацию у населения люминесцентные лампы - но их потребуется привезти самому.
Машинные отходы
Проблема брошенных автомобилей в Москве обсуждается правительством города ежеквартально. Она и правда животрепещущая: на столичных улицах до сих пор ржавеет 70-100 тыс. брошенных машин. Правда, за последние годы ситуация несколько улучшилась: еще пять лет назад «беспризорных» автомобилей было в полтора раза больше. Это стало возможным после того, как в 2003 году было запущено первое предприятие по утилизации машин, а правительство Москвы разработало механизм определения бесхозных машин в утиль.
Для того чтобы сдать собственный непригодный к дальнейшей эксплуатации автомобиль во вторичную переработку, требуется совершить несколько действий. Первое - связаться с ГИБДД, откуда должен приехать сотрудник для осмотра подлежащей утилизации машины. Второе - обратиться в районную управу с заявлением: управа обязана за свой счет в течение трех дней увезти машину. Как правило, уложиться в три дня удается не часто, но, как показывает практика, дней через 10-15 машина действительно исчезает. Можно обойтись и без помощи управы: отвезти машину на завод самостоятельно. На подмосковном заводе «Втормет» за привезенный автомобиль вам даже заплатят деньги - до 1000 руб. (услуги по эвакуации эта сумма явно не окупит). Прямо в Москве за утилизацию автомобиля с удовольствием возьмется ЗАО «Тралекс».
Правда, на этот раз платить придется уже вам, от 1000 до 2000 рублей. В эту сумму включается и эвакуация машины до предприятия.
Гораздо чаще горожане сталкиваются не с проблемой избавления от автомобиля, а с утилизацией старой авторезины, аккумуляторов и отработанного масла. Комплекс по переработке изношенных автопокрышек в Москве есть, но, к сожалению, в единственном экземпляре. Две линии на Тушинском машиностроительном заводе способны перерабатывать старую резину в мелкодисперсную резиновую крошку со скоростью 650 кг в час. Получаемая крошка используется при изготовлении асфальта, в производстве эластичных плит для оборудования трамвайных переездов, для сбора нефтяной пленки при авариях. Сейчас предприятие перерабатывает 9-10 тыс. тонн резины в год, при том что реальная потребность города в пять раз больше. Правда, напрямую с частными лицами предприятие не работает, и выход у сознательного автовладельца один: сдать шины с доплатой (доплачивать будете вы, а не вам – по 20-30 руб. за покрышку) в шиномотнажную мастерскую или автосервис, у которых есть договор с заводом.
Машинное масло в Москве перерабатывает в топливо для котлов и печей компания «Пом-Тэк». Позвонив по телефону компании, можно договориться и привезти масло прямо к ним или получить адрес ближайшего для вас автосервиса, который с ними сотрудничает.
Масло принимают абсолютно бесплатно. Как рассказал ИП начальник отдела сборов отработанных нефтепродуктов «Пом-Тэк» Михаил Колотушкин, в Москве в год отрабатывается не менее 70 тыс. тонн масла. Завод может перерабатывать 20 тыс. тонн, но даже эти мощности использовать пока не получается. «Население, судя по всему, предпочитает отработанное масло просто выливать на землю»,- сетует Колотушкин.
Самая сложная ситуация - с аккумуляторами. Официально у частных лиц их в Москве не принимает никто. Несмотря на то, что на аккумуляторном заводе в Подольске есть линия по их переработке, а в самой Москве работает несколько коммерческих компаний, занятых их сбором у сервисов и автопредприятий. Зато специалисты охотно дают советы частным лицам: купить газету «Из рук в руки» и найти соответствующее объявление о скупке аккумуляторов. За одну батарею можно выручить до 400 руб.
Мусор хай-тек
Больше года в Проектируемом проезде в Москве работает «Экоцентр» - единственное в городе предприятие, которое перерабатывает фиксажные и проявляющие растворы, кино- и фотопленку. Там же утилизируются устаревшая и списанная компьютерная, электронная и электротехническая аппаратура, мобильные телефоны. На выходе - драгоценные металлы: серебро, золото и платина.
На самом предприятии нас сразу же огорчили: централизованный сбор у населения и переработку устаревших компьютеров и фототехники тут, к сожалению, наладить еще не успели. «Экоцентр» работает только с организациями. Если все же законопослушный житель столицы решит сдать в утиль свой старенький компьютер, фототехнику или фотоматериалы, ему придется в установленном компанией порядке заключить договор и открыть расчетный счет, на который будут перечислены деньги за сданное добро. Платит «Экоцентр» только за фотоаппаратуру и старые компьютеры. Мобильники принимаются на безвозмездной основе. Но только у организаций.
Без бумажной волокиты
С чем в Москве нет проблем в плане утилизации - так это со стеклом и металлом. Пункты приема стеклотары и лома раскиданы по всему городу. За пивную бутылку дают один рубль, а за тонну лома - в среднем 1000 руб. Нет проблем и со сдачей макулатуры: 22 центра по ее приему готовы избавить вас от лишней бумаги. За каждый килограмм сданной бумаги вы получите 60 коп.
Бутылки возвращаются на производство - такие цеха, например, есть на всех пивных заводов. Стеклянный бой перерабатывают прямо в Москве. В 2000 году ОАО МЭЛЗ создало производство по переработке стеклобоя в стеклянную тару, позволяющее утилизировать до 40 тонн отходов стекла в сутки. Обратно на производство отправляется и лом. Из макулатуры же производят экологически чистый тепло- и звукоизоляционный материал - эковата.
Аккумулируйте батарейки
Сдать в утиль старые батарейки или аккумуляторы от бытовой техники в Москве невозможно. В городе сейчас нет ни одного предприятия, которое бы располагало технологией их утилизации. Экологи считают недопустимым выбрасывать содержащие кислоту и тяжелые металлы батарейки на свалки. Однако власти ничего другого предложить не могут. «Пока в городе возможностей для их переработки нет. Наши специалисты думают над этой проблемой, так что, возможно, в ближайшие годы, такое предприятие появится, а значит, заработают и пункты приема батарей,- говорит главный специалист МГУП «Промотходы» Людмила Демина.– А пока совет простой: или выбрасывайте, или храните, ждите, когда появится соответствующее производство».
Получается, что если вы решите избавиться от старья и это старье - не стекло, лом или макулатура, сделать это будет не так просто.
Сознательность граждан в этом вопросе пока не очень-то востребована городом.
Источник: "Имеешь право" |