Проблема мусора до недавнего времени действительно была деликатной в том смысле, что о ней не принято было писать, как о геморрое, прокладках и прочих "сортирных" вещах. Однако сегодня мы говорим о мусоре в полный голос. Количество отходов, производимых современным российским человеком, растет. Этому способствует и улучшение благосостояния, и развитие новых технологий. Люди выбрасывают огромное количество упаковок от пище- и прочих продуктов, обновляют посуду и мебель, благо все это сегодня стало доступней и дешевле, строят и обустраивают дачи, дома и квартиры. Развитие экономики оборачивается горами мусора.
Примерно полтора года назад, столкнувшись с этой проблемой, власти Петербурга (первыми в России, надо сказать) засуетились и, подстегиваемые общественностью, начали предпринимать первые шаги к решению. Были рассмотрены все нюансы проблемы, взвешены финансовые и технологические возможности, и, в конце концов, оформлена концепция дальнейших действий. К настоящему времени поспевает ряд законопроектов, среди которых закон "Об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге на 2006-2014 годы", проведены слушания по схеме санитарной очистки Петербурга.
А 13 октября 2006 г. в Информационном Агентстве Бизнес Новостей был проведен круглый стол на тему "Проблемы экологической безопасности при сборе, вывозе и утилизации бытовых и промышленных отходов в Петербурге и Ленинградской области", на котором работники законодательной и исполнительной власти отчитались перед журналистами о проделанной работе.
Начали с состояния контейнерных площадок – того, что в первую очередь волнует рядового горожанина. До конца года по городу будет установлено более 4000 новых контейнеров, а в 2007 году их число доведут до 8000. Кроме обновления контейнерного парка будет реализовываться концепция раздельного сбора мусора – рядом с обычными контейнерами установят по два цветных - для бумаги и стекла. Во многих питерских дворах жители уже видели такие. Кроме того, в будущем на контейнерных площадках появятся 12-ти кубовые контейнеры для крупногабаритных отходов, так как обычные, 6-ти кубовые, с ним не справляются.
Журналисты здесь дружно покачали головами: "Это ж какая контейнерная площадка должна быть!" Докладчик, заместитель председателя Жилищного Комитета Администрации Петербурга Георгий Сергеевич Бардашев, объяснил, что площадки будут реконструироваться, чтобы удовлетворить всем требованиям. Но по-настоящему разумное решение предложил генеральный директор ООО "Механический завод "Спецтранс"" Андрей Юрьевич Королев:
Оказывается, в европейских странах давно… прячут контейнеры под землю. На поверхности остаются аккуратные урны с надписями "стекло", "бумага", "пластик", оборудованные самозакрывающимися крышками и соединенные с находящимися под ними контейнерами. Размер контейнеров "вглубь" ограничен лишь возможностями мусороуборочной машины, ее грузоподъемностью и вместительностью. Мусор в таких вертикальных, вкопанных в землю контейнерах еще дополнительно уплотняется под действием собственной тяжести, что экономит место. При питерской скученности, особенно в центральных районах, этот выход представляется оптимальным.
Однако работник жилкомитета возразил, что, во-первых, в большинстве мест, где расположены площадки для контейнеров, под землей такое количество коммуникаций, что «просто не подкопаться». Во-вторых, чтобы перейти на этот вид контейнеров, нужно достаточное финансирование, порядка полтора миллиарда – на разработку, производство и установку 48 тысяч контейнеров, переоборудование площадок и серийное производство новых мусороуборочных машин. Сейчас же в активе власти всего 70 миллионов рублей, выделенных на реализацию новой концепции обращения с отходами. Этого должно хватить для совмещения старой технологии с новой для россиян технологией раздельного сбора мусора.
Следующий этап "мусорооборота" - это вывоз отходов. Здесь также есть проблемы – и нарушение графика вывоза, и вытряхивание отходов где-то на обочине, на несанкционированных свалках. По мнению Георгия Сергеевича, это происходит из-за не до конца оформившихся отношений между организациями ГУЖА, жилкомсервисами и перевозчиками. Если раньше все они числились государственными структурами, то сейчас "каждый за себя" - обслуживают дома различные акционерные общества, а управляют теми же домами товарищества собственников жилья. Кто кому и сколько должен платить? Жилкомитет провел ряд мероприятий для изменения схемы их взаимоотношений. В ближайшем будущем перевозчик будет получать деньги за вывоз мусора лишь в том случае, если качество его работы устраивает жилкомсервис, а ГУЖА, как представитель госзаказчика, сможет штрафовать ТСЖ за антисанитарное состояние контейнерных площадок.
Наметились изменения в технологии складирования отходов. Теперь их будут предварительно прессовать и оборачивать в полиэтилен. Полученные брикеты будут, во-первых, компактнее исходного материала, во-вторых, герметичны, а значит, экологичны, и в-третьих, они не испортятся в течение по крайней мере трех лет, так что, когда до них дойдут руки, можно и переработать, разобрав на вторсырье. Пакетированием займется новый завод, который будет построен в Кировске. С его помощью планируют рекультивировать свалку во Мге. Прессованием уже сейчас занимается завод МПБО-1, который по договору с администрацией Ленобласти начинает рекультивировать несанкционированную свалку в Гатчинском районе. Город Гатчина отныне вывозит свои отходы на полигон ТБО "Новый свет".
В отношении Ленинградской области проблема мусора стоит особенно остро – не секрет, что туда, как за борт корабля, отправляется львиная доля питерских отходов. Да и собственные отходы вызывают немало проблем: в отличие от Петербурга, населения в области меньше, а пространства больше. Мусор необходимо вывозить и из совсем крохотных деревень в несколько десятков человек, а ехать за ним все равно приходится за 70-80 километров. Учитывая то, что по новому закону о местном самоуправлении на муниципалов возложены большие полномочия, не подкрепленные зачастую финансированием, нечему удивляться, что уборка мусора производится не везде и не с той периодичностью, с какой хотелось бы.
Не обошлось на круглом столе и без дебатов. Вслед за директором "Спецтранса" нашелся еще один человек, который заявил в стиле одного из персонажей Ираклия Андроникова: "Все это замечательно, великолепно и даже несколько более того, но все это решительно никуда не годится!". Заместитель генерального директора ассоциации "Трансремстрой" Федор Михайлович Зеленков, представивший также консорциум "Терминатор" и компанию "Механобр", выступил с места. Суть его выступления сводилась к тому, что наиболее оправданным вложением средств сейчас должна стать максимально полная переработка мусора во вторсырье, так называемый рециклинг. В Голландии, например, перерабатывают 94 процента (!) промышленных и бытовых отходов, причем мусор разделяется на 18 фракций, подлежащих переработке. Сжигают только некрашеное дерево, немного резины и измельченную древесную кору.
По мнению Федора Михайловича программа-максимум борьбы с растущим объемом отходов должна начинаться с изменением отношения к мусору – он должен стать товаром, б/у ресурсом, который необходимо вернуть во вторичный оборот. Сегодня строится мусороперерабатывающая станция в Обуховской зоне, которая призвана рекультивировать свалку в Приморском районе. И число таких станций должно сровняться с числом районов – только тогда можно будет сказать, что проблема отходов решена. Пакетирование – это, конечно, новаторская программа для России, но, если быть честным, она уже давно не применяется в развитых странах мира, поскольку не решает проблему, а лишь позволяет на время забыть о ней.
Но все эти и другие умные предложения разбились в прах о простой аргумент – нет у города денег на такую крупную реформу.
- Я тоже люблю помечтать, - сказал заместитель председателя Жилкомитета. – Но реальность такова, что приходится находить менее финансоемкие решения проблем. Мусор надо вывозить ежедневно. Этот процесс остановить нельзя – город захлебнется в собственных отходах буквально за два дня. Поэтому мы вводим такие технологии, которые можно использовать совместно со старыми. Но в перспективе, конечно, то, о чем вы говорите.
Количество мусора растет. Чтобы утилизировать его, требуются все больше и больше затрат. На чьи плечи ложатся эти затраты? На плечи самих жителей. Скоро за вывоз отходов придется брать в месяц по 180 рублей с человека. Снизить эту цифру может только концептуально новый подход к проблеме и введение новых технологий. Во всем мире давно ушли от бессмысленного и вредного складирования мусора и перешли на его переработку во вторсырье. В Петербурге селекционный сбор только бумаги и пластика позволит снизить ежемесячную плату за уборку мусора со 180 до 150 рублей. А если перейти на полный цикл переработки? А если рекультивировать все городские и областные свалки? Поднапрячься и переработать весь мусор на них, который еще можно переработать? Тогда освободятся огромные пространства (сегодня в Петербурге свалками заняты 372 гектара городских территорий), оздоровится и воспрянет окружающая среда и живущие волею судеб рядом со свалками люди (вернее, живущие там, куда однажды кто-то решил свозить мусор).
Все это не исключено в будущем, и первые шаги вроде бы сделаны, но все это не будет работать, если не присоединяться рядовые граждане. Трудно ломать привычки, негде установить несколько ведер для разделения отходов, но надо найти способ решить мелкие бытовые проблемы ради четкой, реальной цели. Горожанам все равно придется платить за вывоз своего мусора, даже если закон "Об ответственности производителя упаковочных материалов в утилизации продуктов своего производства" вступит в силу. Но снизится ли тариф, или хотя бы останется на прежней отметке при неминуемом увеличении количества отходов с человека, зависит от того, насколько этот человек готов поддержать реализуемые сейчас нововведения.
Источник: pomoyka.org |