В последние годы финские технологии охраны окружающей среды стали понятием нарицательным. Причем наши соседи не скрывают, что переработка вторсырья не менее выгодна, чем прямое производство. Как это удается? Наш корреспондент, побывав в Финляндии, попытался понять, как это удается сделать.
Надо заметить, что работа по внедрению экологических способов производства в Финляндии поставлена на широкую ногу. Например, множество программ финансируется именно …химической промышленностью. Казалось бы абсурд и с точки зрения производства – дополнительные вложения. И с точки зрения самих работников. Ведь повышение безопасности условий труда влечет снижение надбавок за вредность, за опасное производство и т.д. Однако это лишь на первый взгляд.
Несмотря на то, что финские профсоюзные лидеры могут посоперничать в респектабельности с директорами предприятий, они строго следят за соблюдение прав трудящихся и не допускают, чтобы улучшение условий труда сказывалось на зарплате. Например, в октябре на химических производствах опять стали платить больше – на 3.4%. К тому же, профсоюзные боссы не преминули заметить, что если меньше травматизм – значит меньше издержек на выплату «больничных».
Вообще, у химической промышленности в мире, прямо скажем, не лучший имидж. Международный Совет химиков решил ситуацию изменить. Новая инициатива европейцев «Ответственная забота» («Responsible Care») направлена на повышение безопасности и гигиены труда, охрану окружающей среды, разработку и верификацию единых стандартов.
В 2005 году было подписано соглашение между ассоциациями работодателей и профсоюзами работников химической промышленности Финляндии и России о содействии по включению нашей страны в эту программу. В рамках соглашения в течение последних двух лет проходило ее пилотное внедрение на ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Апатит», ОАО «Щекиноазот». В октябре этого года, нашу страну одобрили в члены комитета лидер-групп.
На сегодня это самая большая в мире добровольная программа для промышленности, согласованная с ООН. Участие в ней предполагает, что предприятия берут на себя обязательства по внедрению на производстве высоких стандартов в области техники безопасности и охраны окружающей среды.
К сожалению, подобные инициативы в России еще часто воспринимают с насмешкой. Видимо, остался еще стереотип: густой черный дым - символ хорошей работы предприятия. Сегодня в Финляндии, в отличие от России, такого нет. Здесь даже трубы другие – их делают со спиралевидными контурами, которые заворачивают потоки ветра и способствуют устойчивости конструкции.
Reach достанет каждого
Еще одна инициатива европейцев – регистрация, оценка и учет химических веществ. Название новой программы REACH. Ее цель – собрать как можно больше информации о влиянии химических веществ на человека. А для этого ставятся такие задачи, как формирование единых требования для всех компаний, увеличение прозрачности отрасли, повышение конкуренции, прекращение тестов на животных и прочие благие намерения. В ближайшие 11 лет на него в Европе планируют потратить порядка 10 млрд. евро.
Для нашей страны на практике это означает, что на все 30 тысяч импортируемых из России химических веществ нужно получить спецификацию. Одна спецификация стоит от 1 млн. евро. Конечно, некоторые вещества известны давно и хорошо изучены. Но около 10 тыс. требует серьезных исследований.
Расходы весьма существенные. На предположение, что программа инициирована крупными немецкими и итальянскими промышленниками для вытеснения с рынка мелких производителей, директор Федерации химической промышленности Финляндии господин Форнамо не нашел что возразить, однако заметил, что крупные российские компании без труда смогут соответствовать новым выдвигаем требованиям.
Технологии во благо
Ведущий финский поставщик изделий из пластмассы, компания Borealis на охрану окружающей среды в год тратит около 10 млн. евро. При этом Россия для нее – основной рынок сбыта. По словам генерального менеджера Йохана Бреннера, он не видит никаких проблем, связанных с развитием технологий: «У нас объем производства растет, а объем выбросов падает. Нас это устраивает».
Компания Kuusakoski делает неплохие деньги на отходах. При этом не забывает и других. Оставляя себе 8% прибыли от продажи переработанного сырья, Kuusakoski возвращает средства поставщику отходов. Если, конечно, эти средства остаются после сложного процесса переработки. Неудивительно поэтому, что компания не только один из лидеров по вторичной переработке продукции из металла, но и ведущий поставщик самого переработанного металла.
Если сегодня многие автомобили, колесящие по нашей родине, вызволены с западных автокладбищ, то на Kuusakoski, зарабатывает на автохламе. Предварительно с машин снимают все, что можно снять. Затем их дробят в специальном агрегате и сортируют по металлам. После переплавки продукт готов к продаже.
Эко-невидаль
Визит в компанию Ekokem сродни путешествию в будущее. Здесь занимаются утилизацией практически всех отходов, включая опасные. Основная сфера деятельности – термическая обработка или же по научному «инсинерация». Для этого имеются две установки с температурой 1300 градусов и вращающимися камерами сжигания, с последовательным продвижением обрабатываемых отходов в дожигательную камеру. Затем происходит газоочистительная обработка, ликвидирующая остающиеся вредные частицы в газе. В итоге остается шлак, который практически не растворим. По словам руководителей компании, шлак захоранивается рядом, в специальном могильнике. Площади в несколько десятков квадратных метров хватает на 15 лет. В процессе термической обработки Ekokem получает электроэнергию, которую использует на собственные нужды, а заодно снабжает близлежащий городок.
Картина получается пасторальная. Менеджер Наталья Саволайнен усиливает эффект: «Мы абсолютно безопасное предприятие. Рядом, за забором, выращивают и продают клубнику. Это, наверно, самая проверяемая клубника в Финляндии. Но она проходит все тесты, и люди ее покупают. Значит, нам доверяют».
Начиная с 1986 года компания импортирует отходы из-за границы. Показателен пример работы Экокем с Эфиопией. В эту беднейшую африканскую страну в рамках международной помощи было поставлено огромное количество пестицидов для обработки полей. Мало того, что местное население было не в состоянии их освоить, так они еще и оказались просроченными. В итоге, благодарные эфиопцы сложили мешки с химикалиями в деревянный сарай и забыли о них. Другая международная организация взялась помочь уничтожить опасный склад. Для этих целей привлекли финский Экокем, который вывез пестициды к себе домой и там утилизировал.
С голубого ручейка начинается река
Kemira water – многопрофильное производство. Она поставляет химикаты для целлюлозно-бумажной промышленности, производит краски и покрытия для деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности. Но для петербуржцев, Kemira интересна сотрудничеством с нашим Водоканалом.
Финская компания прекрасно осознает, что вода – это тоже богатство, причем такое, из-за которого, как уверяют футурологи, может в ближайшие столетия разгореться война. Как замечает генеральный управляющий компании в России Хелена Лэхтиинмяки можно найти замену нефти, но нельзя найти замену воде. Поэтому деятельность Kemira по разработке и внедрению специальных химикатов – коагулянтов для очистки воды – становится все более актуальной.
Компания на сегодняшний день так или иначе участвует в обработке большинства невской воды. По словам госпожи Лэхтиинмяки, вода в Питере сегодня одна из самых чистых в нашей стране. Осталась главная, но не маловажная проблема – старые ржавые трубы. Получается, что Водоканал при помощи Кемиры качественно обрабатывает воду, но затем она проходит по трубам и забирает осадок с их стен. До крана на кухни и в ванной она доходит в таком состоянии, что вновь требуется очистка.
Улучшение природы
Зачастую новое оказывается хорошо забытым старым. Компания Allu, реализует забытый советский лозунг: не ждать милости от природы, а брать все самим.
Методу стабилизации почвы всего несколько лет – это, как принято говорить, новейшая высокотехнологичная разработка. Например, строится или расширяется дорога. На пути оказывается болото или попросту нестабильная почва. Тут на помощь и приходит Allu. Ее технология позволяет получить ровную, твердую, монолитную территорию даже на месте бывшей топи.
По уверениям руководителей компании, их способ быстрее и экономичнее традиционного выкапывания и заполнения. Разные сорта глины, торфа, густой грязи и мягкого грунта с помощью специальной техники преобразовываются в твердые слои. Сама система состоит из трех компонентов: навесной гидравлический смешивающий блок на экскаватор; блок на самоходном шасси, внутри барабана которого находится наполнитель для стабилизации и блок управления операцией. В различных частях оборудования устанавливаются датчики, передающие информацию на контрольный пункт.
Неудивительно, что компания поставляет свою технику по всему миру, постоянно расширяет географию своей деятельности за счет новых клиентов, как частных так и государственных. Allu осушала землю для расширения порта в Испании, расширяла дорогу в США, участвовала в строительстве порта у себя на родине. По словам директора по продажам и маркетингу господина Ристо Пентикейнина, такой метод стабилизации не только не вредит окружающей среде, но даже улучшает ее: например, при укреплении берега озер и рек, меньше грунта попадает в воду, она становится более чистой.
Вся жизнь на Помойке
Как шутит региональный менеджер компании Tana Кари Оксанен: «Нам трудно мотивировать наших работников, потому как продукция сразу же после изготовления отправляется на свалку». Дело в том, что продукция компании – так называемые «компакторы», для прессования мусора. И работают они именно на городских свалках.
Конечно, метод прессования мусора не так прогрессивен, как его полная переработка, но для России и это непозволительная роскошь. У нас предпочитают его просто сжигать.
Компакторы, производимые на Тане, работают на открытом грунте. Огромные зубцы впиваются в мусорный наст и двигаются по нему медленно и упорно. Ковш спереди прессует отходы. Прессование затрудняет возгорание мусора, усложняет попадание вредных веществ в почву, и, наконец, просто экономит место на помойке. В различных участках машины установлены датчики состояния.
Как сообщил господин Оксанен, в Финляндии только что - с 1 ноября 2007 года – принят закон, запрещающий хранение мусора на открытом грунте. Между почвой и вредоносными веществами мусора должен быть специальный настил. Да и вообще, открытых помоек в стране, по словам Кари, осталось немного – около 50.
Дом, в котором они живут
Большинство отходов Финляндии сортируется и полностью перерабатывается на вторсырье или же с пользой сжигается. Химические предприятия тратят на свои экологические проекты десятки миллионов евро в год. И они вынуждены это делать: их контролируют различные государственные органы, они связаны международными программами, договорами и соглашениями. А некоторые производители химикатов сами занимаются разработкой технологий и материалов для охраны окружающей среды. Если же отходы все же не удается реализовать, то их хотя бы уменьшают с помощью прессовки. Ну, не хотят финны жить в загаженной стране. У нас же пока о подобных технологиях только мечтают. Получается, что в лучшем случае прошлое Финляндии – будущее России.
Поневоле вспоминается известный герой Лескова, который и в бреду шептал: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили».
Источник: Pomoyka.org |