Уборка городов раньше всегда была делом нехитрым: несколько раз в день дворники подметали улицы, а раз в неделю конные повозки, позже – тракторы или грузовые автомобили вывозили содержимое уличных мусорных контейнеров. К концу XX века рынок изобиловал разнообразной техникой, до минимума сокращающей ручной труд коммунальных работников. Тем не менее дворники остались, однако их обязанности изменились.
В наши дни работа коммунальных служб немыслима без комплексной, слаженной работы мусоровозов и мусороуборочных машин. За рубежом, например, чтобы обеспечить оптимальную координацию работ, применяют бортовые компьютеры и даже спутниковые навигационные системы. Это дает возможность рационально планировать и контролировать график прохождения машин по маршруту.
В последнее время в этой не слишком приглядной, но жизненно важной сфере коммунального хозяйства появились тенденции к цивилизованному решению проблем твердых бытовых отходов (ТБО). Поскольку их количество все возрастает, а мест для захоронения остается все меньше, становится понятной необходимость сортировки мусора, а также его селективного сбора и транспортировки разных видов отходов по отдельности. Конкурентное и ценовое давление в этой сфере деятельности растет стремительно, что также стимулирует развитие отрасли. Интересно, что при современном уровне развития коммунальных машин и спецоборудования стала важна их рентабельность.
Многие хозяйства находятся сейчас в чрезвычайно стесненных условиях и вынуждены считать каждый рубль, затрачиваемый на уборку и утилизацию отходов. Решений проблем рентабельности много, и самое простое – сократить расходы на мусороуборочную технику путем широкой унификации и стандартизации агрегатов, узлов и навесного оборудования. Благодаря этому одна и та же машина сможет выполнять несколько видов коммунальных работ. Сегодня даже непродолжительный простой коммунальной машины – большая роскошь.
Зарубежные коммунальные хозяйства предпочитают использовать малошумные, удобные в обслуживании автомобили с низкой токсичностью отработавших газов. Крупнейшие производители коммунальной техники, идя навстречу запросам рынка, выпускают машины с низкорасположенным входом в кабину. Например, FAUN на базе трехосного Mercedes Atego предлагает систему Toppress X с низкорасположенной кабиной и новым приспособлением для смены кузовов. Машина оснащена двигателем Mercedes OM 906 LA мощностью 279 л.с. Все оборудование рассчитано на работу одного человека – водителя, место которого расположено справа. Фронтальный манипулятор поднимает мусорный бак сбоку, проносит его над кабиной водителя и высыпает содержимое в контейнер машины. Машины компании FAUN оборудованы системой multilift, которая позволяет снимать контейнер, перемещать его на другой мусоровоз и даже переворачивать. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач Allison на коммунальной машине очень даже уместна, она позволяет водителю точно маневрировать и облегчает движение в потоке городского транспорта.
Многие зарубежные предприятия, занимающиеся уборкой и вывозом ТБО, используют машины, в которых автоматическая трансмиссия агрегатируется с двигателем, работающим на природном газе. Некоторые делают ставку на модель Mercedes-Benz Econic с модификацией двигателя, работающего на сжатом природном газе. Этот двигатель, как и его дизельный «собрат», развивает мощность 279 л.с. при частоте вращения 2500 мин-1 и крутящий момент 1000 Н·м при 1400 мин-1.
Два топливных бака, каждый вместимостью 320 л, значительно увеличивают время работы на одной заправке. Благодаря почти полному сгоранию топлива и последующей обработке отработавших газов их токсичность ниже значений, устанавливаемых вступающими с 2005 г. в силу в Европе нормами Euro 4. Известно, что берлинские службы по сбору и утилизации отходов в 2005 г. планируют пополнить парк мусороуборочной техники города 50 машинами Econic, работающими на природном газе.
Компания IVECO также предлагает машину с двигателем на природном газе. Автомобиль EuroTech в вариантах с колесной формулой 4х2 и 6х2 оснащен либо 16-ступенчатой КП, либо 6-дипазонной автоматической трансмиссией ZF. Рабочий объем 6-цилиндрового рядного двигателя – 9,5 л, мощность – 260 л.с. при 2100 мин-1, крутящий момент – 1000 Н·м при 1000 мин-1. В отличие от силового агрегата Econic этот двигатель соответствует только нормам Euro 3.
Понятие «уборка города» подразумевает несколько задач: уборку ТБО, чистку дорог и зимние снегоуборочные работы. По большей части все эти виды работ выполняют разными машинами, но это не рентабельно. Разумнее на разносезонных и сопутствующих работах применять одну машину с разным дополнительным оборудованием. Примером такого использования коммунальной техники может служить Mercedes-Benz Unimog.
Благодаря внедрению электроники в нем максимально упрощено управление, а заимствованная от сельскохозяйственных машин конструкция крепления навесного оборудования значительно расширила функциональные возможности Unimog. Чтобы достичь такого результата, производителям коммунальной техники Bucher Schorling, Schmidt, MULAG, Gmeiner и Ducker пришлось сесть за круглый стол и разработать общую панель управления навесными устройствами. Съемное оборудование приводится в действие при помощи джойстика, необходимые функции выбирают на дисплее. Управление осуществляется по шине данных, через которую передается информация из «мозга» машины – электронных блоков.
В российском машиностроении пока нет единого мнения относительно того, каковы тенденции в сфере конструирования мусороуборочных машин и навесного оборудования и какими будут стандарты следующего десятилетия. Еще не все хозяйства осознали важность определения рентабельности эксплуатируемой коммунальной техники. Однако ценовое и конкурентное давление на всех участников рынка растет, а это значит, что рано или поздно российским конструкторам тоже придется сесть за круглый стол и выработать единую стратегию создания экологически чистых, многофункциональных и надежных машин для уборки города.
Источник: «Основные Средства» |