Старый аккумулятор - не просто головная боль, но и большая опасность. Вынув его из-под капота, хозяин старается засунуть агрегат куда подальше. И при первой же возможности увезти его прочь от дома: не дай бог, потечет! Аккумуляторы оставляют в кустах, на обочинах, иногда в мусорных контейнерах. Но сама угроза при этом лишь меняет место дислокации. Если учесть, что по улицам Москвы курсируют 3,5 миллиона автомобилей, а аккумулятор в них меняется раз в год-полтора, то столице скоро грозят настоящие электролитные озера.… Если ее власти и жители не решат, кто и куда должен доставить старый аккумулятор.
Путь решения проблемы предложил на заседании правительства директор ООО “Юнипром-И.B.B.”, кандидат технических наук Арутюн Александрович ПОГОСЯН.
- Наша фирма занимается переработкой лома свинцово-кислотных аккумуляторов. В соответствии с программой правительства Москвы “Авторециклинг” мы реализовали пилотный проект, в рамках которого за счет собственных средств приобрели и ввели в эксплуатацию современную линию по переработке лома аккумуляторов с электролитом производительностью до 10000 тонн в год. Переработка ведется по американской технологии с получением на выходе товарного свинца и полипропилена. Это первое и пока единственное предприятие аналогичного профиля на территории СНГ.
Если проблема переработки московского лома, таким образом, оказалась решенной, то вопрос с организацией системы сбора лома завис. Достаточно сказать, что из-за отсутствия экономически эффективной системы сбора ежегодно на территории Московского региона в почву попадают тысячи тонн свинца и электролита, что представляет серьезную угрозу здоровью жителей Москвы. Проблема организации сбора лома аккумуляторов нашла поддержку в префектуре Северного АО. Утвердили план мероприятий для того, чтобы отработать элементы системы сбора лома аккумуляторов на территории округа. Но проблема осталась на прежнем уровне.
Причин несколько. Нормативно-правовая база, регулирующая обращение лома аккумуляторов, существенно устарела. Например, действующий сегодня ГОСТ по лому цветных металлов разрабатывался около 30 лет назад, когда в Москве не было производств, способных принимать лом аккумуляторов с электролитом. В соответствии с этим ГОСТом автовладельцы, перед тем как сдать аккумулятор, должны предварительно слить электролит в специализированной организации, заплатив при этом около 8 руб. за литр. Проще его выбросить.
Вторая причина - несовершенство природоохранного законодательства. Так, по мнению природоохранных органов, отработанный аккумулятор с электролитом является опасным отходом, и для того чтобы иметь право его собирать, перевозить и перерабатывать, необходимо получить лицензию на обращение с опасными отходами. Если для переработчиков лома это утверждение справедливо, то для сборщиков и перевозчиков – нет. Ведь для магазинов, осуществляющих закупку, перевозку и реализацию новых аккумуляторов, лицензия по обращению с опасными веществами не требуется. Непонятно, зачем требовать такую лицензию на сбор, перевозку и реализацию отработанных аккумуляторов, ведь, с точки зрения экологической опасности, новый и отработанный аккумуляторы абсолютно идентичны. Такое требование природоохранных органов не дает возможности пунктам скупки принимать лом с электролитом, что приводит к массовому несанкционированному сливу электролита.
Третья причина заключается в том, что российские банки практически не кредитуют проекты, связанные с переработкой отходов. Несовершенство законодательной базы приводит к увеличению срока их окупаемости, повышает степень риска инвестиций и, соответственно, процентную ставку кредита.
Изучение зарубежного опыта организации сбора лома аккумуляторов показало, что наиболее приемлемой для Москвы является система сбора, действующая в США. Она реализуется в основном через сеть гипермаркетов, работающих по принципу “трейд ин”. Автовладельцу, покупающему новый аккумулятор, предлагается там же сдать старый. Если автовладелец не сдает старый аккумулятор, он обязан при покупке нового оставить залог в размере 1,5-5 долл. США, который ему впоследствии возвращается при сдаче старого аккумулятора. В результате реализации описанного принципа рынок сбора в США организовался таким образом, что около 90% лома на перерабатывающие предприятия поступает от объектов торговой сети. Такая система сбора изначально исключает пропадание аккумуляторов во дворах и гаражах. Она характеризуется минимальными затратами со стороны государства, простотой, высоким уровнем собираемости лома и, что не менее важно, легализует бизнес.
Необходимо разработать и внедрить концепцию сбора и переработки лома аккумуляторов в г. Москве. С этой целью предлагаю создать рабочую группу по проблеме переработки отходов с широким привлечением независимых экспертов.
До принятия концепции необходимо принять временные, упрощенные правила сбора лома аккумуляторов с электролитом, разрешающие действующим пунктам приемки лома цветных металлов принимать лом аккумуляторов с электролитом без получения дополнительной лицензии по обращению с опасными отходами.
Учитывая остроту проблемы, предлагаю включить переработку городских отходов в перечень приоритетных для города видов деятельности и разработать механизмы льготного и упрощенного кредитования малых предприятий, занимающихся этим видом деятельности
С целью поддержки и развития нашего пилотного проекта просим правительство Москвы выделить при возможности субвенцию на сумму около 2,5 млн. долл. США для создания опытного производства по выпуску новых аккумуляторов. Это, во-первых, даст возможность полностью замкнуть схему рециклинга, во-вторых, позволит существенно поднять заинтересованность предприятий в сдаче нам лома и повысит уровень его собираемости в Москве.
Источник: Торговая Газета |