5 октября 2007 г в зале «Надым» отеля «Тюмень» прошло очередное заседание автомобильного пресс-клуба, организованного агентством «PRимер» и журналом Autotop. Темой обсуждения стала проблема утилизации использованных автомобильных шин в нашем городе. Как оказалось, единственная заслуга этой проблемы в нашем городе заключается только в том, что она просто существует!
Как пояснил главный редактор журнала Autotop Сергей Шестаков, в Тюмени он, готовясь к пресс-клубу, нашел четыре компании, занимающиеся утилизацией использованных шин. Три из них оказались «филиалами» одной, а о четвертой знали только в департаменте экологии и недропользования Тюменской области. «Сдать шины – не проблема: некоторые «шиномонтажки» принимают их просто так, некоторые просят до ста рублей за шину. Дальнейшая же судьба этих шин неизвестна. В департаменте экологии мне сказали, что в нашем городе происходит больше накопление, а не утилизация».
Далее был вопрос к экологам: насколько серьезна эта проблема для Тюмени? Заместитель начальника отдела экологического контроля департамента экологии и недропользования Тюменской области Роман Багабиев ответил, что проблема очень остра, однако лицензии на утилизацию имеются у пяти предприятий, но реально могут работать только двое – «Тюменьэкопром» и «СибЭКО». «По неофициальным данным, в год в Тюмени накапливается до 10 000 тонн использованных шин. Плюс, в городе каждый год появляется около 25 000 новых авто – умножьте эту цифру на 4 и получите остроту проблемы. При таких объемах складирование нерентабельно, период разложения шин очень большой, компостированию они не подлежат…»
Проблема острая и не новая – это понятно, однако ее решения нет до сих пор! На вопрос о поддержке предприятий-утилизаторов администрацией единственный ее представитель отвечал невнятно – то ли неудобно было говорить не очень приятную правду, то ли еще что, но услышали все одно: в данный момент никакой поддержки не оказывается.
Далее в разговор вступил директор шинного центра «Юмикс» Юрий Иванов – человек, для которого проблема утилизации использованных шин хуже больной мозоли. Он возмутился тем, что, даже имея желание сделать все как положено, ничего не выходит, так как сдавать эти шины некуда. «На кладбище их больше не принимают, а в землю закапывать – опасно, да и неправильно», – считает г-н Иванов.
Однако его слова опроверг директор ООО «Тюменьэкопром» Петр Лысов – предприятия, которое имеет специальную установку, но о котором не знают участники шинного бизнеса. «Наше предприятие находится в Ялуторовске только из экономических соображений – и 1 кв.м. там дешевле, и электроэнергия, и рабочая сила. Я приглашаю всех – везите нам десятки тон «резины» – мы все переработаем. Условия приема шин на переработку разные, то есть, имея желание, можно договориться индивидуально. В среднем же, мы берем пять-шесть тысяч рублей за тонну…»
На претензию со стороны представителей шинного бизнеса о том, что «Тюменэкопром», мягко говоря, не страдает от избытка рекламы, а если еще точнее, то вообще ее не имеет, господин Лысов ответил: «Есть объявление в газете… А вообще, вопрос к экологам – они курируют районы, в которых есть много «шиномонтажек». Они должны знать, куда руководители подотчетных им предприятий сдают шины…»
Но перевесить ответственность на экологов господину Лысову не позволили – Сергей Шестаков пояснил, что, несмотря на то, что выйти на «Тюменьэкопром» ему удалось только через экологов, рекламы предприятию однозначно не достает. «Если вы будете давать больше рекламы в СМИ, вам будет легче «раскрутить» свой бизнес», – подытожил г-н Шестаков. Петр Лысов согласился и сказал, что принял это замечание к сведению.
Следующим обсудили вопрос финансирования. «Тюменьэкопром» берет со сдающих от 5000 рублей за тонну шин, плюс, и это вполне естественно, – мы все платим за вывоз мусора с наших дворов. И все логично в словах господина Лысова: он несет затраты на аренду помещения, электроэнергию, заработную плату и тому подобное. Но ведь и другие предприниматели несут! И все компенсируют это за счет продаваемого ими товара. Петр Николаевич же на вопрос касательно стоимости получаемого в результате переработки сырья ответил однозначно – коммерческая тайна… Но зато он признался в том, что продажа «крошки» приносит прибыль (и то ладно). Странно, не правда ли, – вторсырье приносит прибыль, но шины принимают только за деньги. А на вопрос «Почему?» снова заводится песнь о неокупаемой затратной части непонятно на что…
Ну да Бог с ней, с прибылью – простым смертным автовладельцам-то куда свои четыре покрышки девать? Везти в Ялуторовск? Накладно. Проще сдать на СТО, хоть и за деньги. Или вообще в лесу закопать – мы это умеем. К сожалению, на этом этапе разговор совершенно случайно был уведен в сторону Запада, где мусор сортируют и складывают в разные контейнеры… вот видите – и я туда же. В общем, с первой попытки решить судьбу тех четырех шин никому не удалось.
Не убедил предпринимателя и тот аргумент, что приемщики металла, как черного, так и цветного, платят людям деньги за сдаваемый ими продукт. Знаете, что он на это ответил? Ладно, и так вижу, что знаете. И тут возникает вопрос – неужели прибыль от продажи сырья настолько мала, что нет у предприятия-переработчика возможности платить хотя бы по десять рублей за принесенную ему покрышку (а это на 100% бы сработало, пример – «цветмет»)? Я тоже в это не верю.
Закончилось все тем, что все стороны проблемы – экологи, представители шинного бизнеса и единственный представитель предприятий-переработчиков – сошлись в одном мнении: нужно искать максимально взаимовыгодный компромисс, чтобы никто не нес убытков, а если и нес, то минимальные. Другого решения этой проблемы вроде как и нет.
В целом же, итоги пресс-клуба оставили мало приятного: мне стало обидно за нашу страну, в которой «экологи» знают, что есть перерабатывающее предприятие, но не говорят об этом тем, кого штрафуют за ненадлежащее хранение использованных шин; за предприятие, которое только и делает, что говорит только о своей затратной части, которая не окупается (главное, что вторсырье прибыль приносит); еще раз за экологов (причем не просто экологов, а представителей администрации), которые в открытую заявляют, что людям проще вывезти старые шины в лес и закопать их там… за многое было обидно, в общем.
Удивило на заседании отсутствие Людмилы Могутовой, начальника управления экологии администрации города («главный эколог» по-нашему) – надеюсь, причина была как минимум уважительной…
Зато есть, чем гордиться – в разгаре беседы о прибыльности (или все-таки убыточности?) переработки шин ваш покорный слуга заметил, что участники форума забыли о, возможно, самой главное стороне проблемы – экологии региона (а вы тоже не знали, что ингредиенты шин ядовиты?), чем искренне рассмешил всех присутствующих политиков, бизнесменов и вообще…
Но, несмотря на все это, помимо обиды (и гордости) осталось и немного радости и надежды – радости от полученного общения; от того, что кому-то небезразлична эта проблема, и они хоть как-то пытаются ее решить, а еще порадовало обещание господина Лысова о том, что к новому году в Тюмени появится пункт приема использованных шин. Надежда на то, что те, кто был приглашен, но не пришел (не будем их называть – им и так будет стыдно), все-таки найдут в себе силы взяться за решение этой проблемы, и на то, что взрослые люди перестанут, наконец, думать только о собственной выгоде и о затратной части и задумаются об экологии нашего региона – мест, где живут они сами, где родились и растут их дети, где будут расти их внуки.
Ну, а если вам не жалко заплатить 5 000-6 000 рублей за то, чтобы тонна собранных вами шин была переработана и пущена на благо людям (и на покрытие той самой затратной части), то милости просим: г. Тюмень, ул. Комбинатская, 52. тел.: (3452) 43-32-94.
Источник: www.72avto.ru |