В 2003 году появилось много новых машин для коммунальных служб и прошло много выставок коммунально-дорожной техники. Интересные машины можно было увидеть не только на специализированных выставках, но и на форумах, посвященных совершенно иным темам. Приятно удивил премьерный показ уборочной машины ТВЭКС УКМ на выставке «КомТранс–СТТ», и никто не ожидал встретить вакуумно-подметальную машину на базе трактора ВТЗ на Российской агропромышленной неделе «Золотая осень», проходившей на ВВЦ. К удивлению, на следующей за ней выставке «Дороги России XXI века», посвященной коммунальной и дорожной технике, ВТЗ не показали. Без преувеличений, непонятны замыслы иных маркетологов, самобытен и причудлив русский бизнес.
Раз уж речь зашла о ВТЗ, начнем обзор с него. Навесная вакуумная тротуароуборочная машина ВТЗ 30СШ-КО создана на базе трактора ВТЗ-30СШ. Трактор этот как база для различных навесных и прицепных агрегатов в нашей стране коммунальщиками любим и почитаем. Стараниями отечественных мастеров его можно превратить и в снегоочиститель (шнекороторный или плужный), и в поливочно-моечный агрегат, и в ассенизационное устройство, а подметальные щетки на него навешивают и спереди, и сзади. Но вот чтобы вакуумную подметальную машину на тракторе, да не простую, а навесную – такое в России впервые. Вакуумный подметальщик на базе «Владимирца» сейчас проходит испытания и существует пока в единственном, опытном экземпляре. Ширина убираемой полосы при работе с одной щеткой 1,65 м, с двумя – 2,1 м. Вместимость бункера для смета – 650 л. Привод механизмов – от переднего вала отбора мощности трактора. Габаритные размеры машины 5 400х2 100х2 850 мм.
ТВЭКС УКМ – ответ тверских конструкторов на засилье разных «шмидтов» да «бухеров» с «шерлингами» на улицах российских городов. Концепция машины не отличается от концепции зарубежных «одноклассников»: спецшасси с короткой базой, со всеми управляемыми колесами, огромная кабина с хорошим обзором спереди, за ней – агрегатный отсек и бункер для смета, который поднимается для разгрузки гидроцилиндрами. Узел с двумя лотковыми щетками и всасывающей магистралью смонтирован перед передней осью – наиболее распространенная схема для машин этого класса. Тверской малыш оснащен двигателем Perkins 404-C22 мощностью 34 кВт, что позволяет машине полной массой 5 т работать при максимально возможной скорости 20 км/ч. Ширина убираемой полосы составляет от 1,3 до 2,4 м, вместимость бункера для смета – 1 500 л, бака для воды – 400 л. Габаритные размеры 4 500х1 200х2 400 мм.
Продолжая тему вакуумных подметальных машин, перейдем к результату сотрудничества ОАО «НПО Росдормаш» с фирмой Johnston – подметальной машине Johnston 600 на шасси ЗИЛ либо МАЗ с колесной формулой 4х2. Рабочее оборудование на этой машине приводится в действие турбодизелем Perkins. Машина оснащена двумя лотковыми щетками, расположенными в базе, бункером для смета вместимостью 6,2 м3 и баком для воды на 1 250 л. Кроме того, есть дополнительная верхняя труба для всасывания больших объемов мусора. Стрела со смонтированной трубой может поворачиваться в горизонтальной плоскости на 280°, при этом максимальный вылет трубы от продольной оси машины составляет 6 м. В зимнее время подметальное оборудование можно демонтировать, чтобы использовать шасси на других работах. В середине 2003 года отпускная цена Johnston 600 на шасси ЗИЛ составляла около 3,5 млн. руб.
Отметим и новинку рязанского ООО ПКФ «БЕРЦ» – ПУМ-33, не вакуумную, а обычную, механическую. Рязанские коммунальные машины на шасси ГАЗ и ЗИЛ встречаются довольно часто. Теперь появилась модель и на базе двухосного КамАЗ-43253. Принципиально ничего нового – две лотковые щетки в базе, одна центральная сзади, сверху кузов со «ступенькой» – представить себе КамАЗ в таком обличье до недавних пор было затруднительно. Ширина убираемой ПУМ-33 полосы 2,94 м, вместимость бункера для смета 3,4 м3, бака для воды – 1 200 л. Привод рабочих органов гидравлический, выгрузка мусора производится поперечным транспортером, разгрузочная высота 1 м.
Новинка из Арзамаса – мусоровоз КО-440-7 на двухосном шасси КамАЗ-43253. По сути, это «младший брат» КО-440-5, созданного на базе трехосного КамАЗа. Характеристики нового мусоровоза изменились: вместимость кузова 16 м3, масса загружаемых отходов 5 500 кг (у КО-440-7 22 м3 и 8 500 кг). Принципиальных отличий нет: боковая загрузка – гидроманипулятором грузоподъемностью 500 кг, разгрузка – опрокидыванием кузова и толкающей плитой.
Кстати, в 2003 году практически все предприятия – производители новых мусоровозов представляли освоенные конструкции кузова, установленные на новое шасси. При этом грузоподъемность и размеры несколько меняются в соответствии с возможностями базовой машины. Так, например, ООО «Пламя» (г. Пермь) начало выпуск мусоровоза МК-18 на шасси КамАЗ-43253 с боковой загрузкой. Фактически это уменьшенный вариант трехосного мусоровоза МК-20. Грузоподъемность новой машины 5 125 кг, вместимость кузова 18 м3. Рабочая зона манипулятора грузоподъемностью 500 кг позволяет загружать несколько контейнеров без перемещения машины. Разравниватель с гидравлическим приводом равномерно распределяет мусор по ширине кузова. Характерная особенность данной машины – боковое расположение гидроцилиндров опрокидывания кузова. В отличие от разгрузочных цилиндров, размещенных под кузовом на подрамнике, такая схема позволяет увеличить полезную вместимость кузова без увеличения габаритной высоты машины. Облегчается и доступ к гидроцилиндрам для обслуживания и ремонта.
А вот ОАО «Мценский завод Коммаш» (Орловская обл.) взял да и установил одну из самых популярных у потребителей модель мусоровоза КО-427 на шасси немецкого автомобиля MAN. Хватит, мол, западные кузова к российским шасси приспосабливать, пора зарубежным производителям шасси под наших кузовщиков подстраиваться. Надо сказать, что перспектив у такой машины на российском рынке откровенно мало. Преимущества шасси можно реализовать только там, где сервисная сеть MAN более развита по сравнению с сетью КамАЗ или МАЗ, т. е. в Европе. Однако после того, как отечественные мусоровозы вытеснили зарубежные в России, вряд ли капиталисты, лишившись такого рынка сбыта, пустят наших производителей к себе. Хотя всякое бывает…
Такой машины, как «Вихрь», Россия еще не видела. Совместная разработка ОАО «РИАТ» (г. Набережные челны) и АО «Compel» (Словакия–Швеция) внешне похожа на вакуумный каналоочиститель – агрегатный отсек и цилиндрическая цистерна установлены на четырехосном шасси КамАЗ-6540. Машина действительно вакуумная, заполнение цистерны вместимостью 9 м3 происходит при разрежении 500 кПа (500 мбар). Все системы приводятся в действие от собственного дизеля мощностью 189 л.с. Область применения этой машины не позволяет отнести ее ни к одной из общепринятых категорий коммунальной техники. Судите сами: она может собирать, перевозить и разгружать самосвальным способом строительный мусор, сыпучие материалы горнорудной, целлюлозно-бумажной и химической промышленности, жидкие и полужидкие продукты – от канализационных стоков до разлитых нефтепродуктов. Кроме того, с помощью «Вихря» можно бурить сквозные траншеи под дорогами, копать ямы, вскрывать электропроводы и очищать кабели, дробить слежавшиеся материалы и даже пересаживать деревья, не повреждая корневую систему. Работает машина при температуре окружающей среды от –40 до +40 °C и оснащена пультом дистанционного управления с длиной кабеля 50 м. Производители охарактеризовали изделие просто – «вакуумно-погрузочная машина», хотя точнее будет сказать – «не только вакуумно-погрузочная машина».
Медленно, но верно осваивает профессии коммунальной сферы «ГАЗель». В начале 2003 г. нижегородский Завод автомобилей малых серий (ЗАМС) продемонстрировал бункерный мусоровоз ГАЗель-1506 на полноприводном шасси ГАЗ-3302-1020. Насос гидропривода установлен на коробке отбора мощности, портальный механизм погрузки может быть оснащен выдвижными стрелами. Грузоподъемность бункеровоза 1 580 кг. Кроме этого, ОАО «ГАЗ» приступило к реализации программы «Коммунальный автомобиль на базе полноприводного «Соболя». Посетители выставки «Спецтранс’2003» могли увидеть ГАЗ-23107, оснащенный самосвальным кузовом и средней подметальной щеткой. В дальнейшем планируется выпуск целого ряда навесных машин для «Соболя», которые позволят круглый год использовать его для содержания тротуаров, внутриквартальных проездов, дворов и других территорий, куда крупной технике въезд заказан.
В заключение расскажем о двух новинках из Украины. ОАО «АТЕКО» освоило совместно с фирмой Geesink (Нидерланды) выпуск мусоровозов серии GPM с задней загрузкой. В качестве шасси может использоваться DAF FA CF 75.250 (DAF-GPM) или КамАЗ-53229 (КО-437-50GPM). Вместимость кузова DAF-GPM составляет 15 м3, КО-437-50GPM – 19 м3, грузоподъемность – 7 425 кг и 11 250 кг соответственно. Коэффициент уплотнения мусора 6, он одинаков для обеих машин. Загрузка осуществляется из контейнера КП-11 (евроконтейнер).
ЗАО «Бориспольский автозавод» (Украина) в 2003 году продемонстрировало новый коммунальный автомобиль БАЗ-3340 «Терен». Автомобиль типа Unimog с двухместной кабиной в базовом варианте оснащен дизелем Lombardini мощностью 48 л.с.; по заказу могут быть установлены дизели CMD (50 л.с.), Andoria (90 л.с.), 4ДТНА (75 л.с.) или бензиновый двигатель ЗМЗ-4021 (90 л.с.). Подвеска машины зависимая рессорная, коробка передач механическая четырехступенчатая. Максимальная скорость 80 км/ч. БАЗ-3340 имеет три варианта колесной базы: 2 300, 2 600 для колесной формулы 4х4 и 2 900 мм для варианта 4х2. Стоимость БАЗ-3340 в варианте шасси составляет 6 000 USD, шасси с пескоразбрасывателем – 8 000 USD.
Источник: журнал «Основные Средства» |