Подметально-уборочные машины (ПУМ) относятся к категории коммунальных машин сезонного применения. Используются они исключительно в теплое время года в городах, где применение машин с поливочно-моечным и щеточным оборудованием не позволяет решить проблему качественной очистки дорожного покрытия от мусора. Комбинированные дорожные машины (КДМ) с подметальным щеточным оборудованием сметают или смывают мусор с проезжей части в лотковую зону, откуда он через ливневые стоки поступает в канализационную сеть. На городских улицах, где много остановок общественного транспорта и пешеходных переходов, смыть мусор к тротуару – не решение проблемы: чище станет только проезжая часть. На площадях и в парках смывать мусор вообще бессмысленно – ветер и пешеходы моментально вернут его на прежнее место. Особенно обостряется эта проблема во время листопада – опавшие листья не столько сметаются, сколько разлетаются в разные стороны, а люди пытаются увернуться от бьющей в сторону метров на пять струи воды с грязью.
Подметально-уборочные машины предназначены не только для удаления с дорожного покрытия пыли и мусора, но и сбора и транспортировки их к месту выгрузки. Сметенный с дороги мусор поступает в специальный контейнер, установленный внутри кузова этих машин. Для обеспыливания зоны подметания все подметально-уборочные машины оборудованы системой пылеподавления. На большинстве машин эта система жидкостная, реже встречается вакуумная. Все ПУМ можно разделить на две группы: с механическим сбором мусора и с вакуумным. На российском рынке широко представлены машины обеих групп.
Подметально-уборочные машины с механическим сбором мусора
При достаточно большом количестве моделей на рынке практически все они выполнены по единой конструктивной схеме: на шасси грузового автомобиля смонтирован кузов с двумя лотковыми щетками, размещенными в базе, и одной центральной щеткой, расположенной в заднем свесе рамы. Лотковые щетки сметают мусор к центру машины, после чего задняя щетка подает его на нижнюю часть транспортера. Здесь мусор двумя шнеками сдвигается к наклонному скребковому транспортеру, который доставляет смет в накопительный бункер в передней части кузова. В качестве шасси для этих машин чаще всего используют ГАЗ-3307 или -3309 и ЗИЛ-433362, однако ОАО «Арзамасский завод КОММАШ» выпускает машину КО-316 на базе ЗИЛ-5301, а ООО ПКФ «БЕРЦ» в 2003 г. начало выпуск ПУМ-33 на шасси КамАЗ-43253. Привод щеток на всех современных ПУМ гидравлический, на машинах предыдущих моделей можно встретить цепной привод задней щетки и/ или транспортера.
Мусор может собираться как в стационарный бункер с механизированной разгрузкой, так и в сменные контейнеры-мусоросборники. Если бункер заполнен, срабатывает сигнальное устройство. Обеспыливание на ПУМ с механическим сбором смета поисходит благодаря разбрызгиванию воды в зоне работы щеток. Вакуумная система пылеподавления на машинах этой категории встречается очень редко. Привод насосов гидропривода и системы обеспыливания механический, от коробки отбора мощности базового шасси. По конструкции исключение из описанного выше составляет ММЗ-ПУ питерского ОАО ЭРМЗ «Спецтранс». На этой машине транспортер с задней щеткой смонтирован на заднем борту самосвала ЗИЛ-ММЗ-4502, при этом смет поступает непосредственно в самосвальный кузов.
Вакуумные подметально-уборочные машины
В бывшем СССР вакуумные подметаль-но-уборочные машины на шасси ГАЗ выпускал Киевский завод дорожных машин. Сегодня единственным отечественным производителем вакуумных ПУМ собственной конструкции является ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения». Остальные представленные на рынке машины являются либо целиком импортными, либо совместной разработкой российских заводов и зарубежных фирм, а по сути – подгонкой импортного оборудования к отечественному шасси.
Принцип работы вакуумной ПУМ следующий: одна или две лотковые щетки сметают мусор к центральной щетке-подборщику, которая подает его к всасывающей трубе. Далее мусор попадает в герметичный контейнер в задней части кузова. В передней части кузова размещены бак для воды, насос системы обеспыливания и вентилятор, создающий разрежение в бункере для смета, за счет чего и обеспечивается всасывание мусора.
Все вакуумные машины оборудованы системой очистки отработанного воздуха, на некоторых есть система регенерации воды. Разгрузка накопительного бункера осуществляется самосвальным способом. Некоторые вакуумные ПУМ не имеют центральной щетки, как, например, Schwarze A4000 на шасси ЗИЛ-5301: на ней приемный раструб расположен по всей ширине машины, а для уборки вполне хватает двух боковых щеток.
Еще одна отличительная особенность данной машины – наличие дополнительного двигателя для автономного привода гидравлической системы уборочного оборудования. Центральной щетки нет также на машинах со сменным кузовом (например, FAUN, Росдормаш-Johnston), когда подметальное оборудование выполнено легкосъемным для использования базового шасси на других работах.
На большинстве вакуумных ПУМ привод гидросистемы осуществляется от коробки отбора мощности базового шасси. Многие вакуумные машины оборудованы дополнительной трубой для ручного забора мусора из труднодоступных мест, таких как колодцы, ямы, глубокие карманы у стен зданий. Кран-балка с дополнительной трубой и пультом управления располагается на задней стенке кузова или на его крыше, как на машине Росдормаш-Johnston.
На ПУМ зарубежных производителей в качестве дополнительного оборудования размещают перед передним бампером фронтальный моечно-подметальный агрегат, представляющий собой комбинацию моющей гребенки и лотковой щетки на поворотной консоли; иногда в его состав входит катушка со шлангом и моющим пистолетом. Шасси используется от двухосных грузовиков с короткой базой: ЗИЛ-433362 и МАЗ-5551. В ближайшее время можно ожидать появления вакуумной подметально-уборочной машины и на шасси КамАЗ-43253.
Вакуумных подметально-уборочных машин полностью отечественного производства на российском рынке всего две – КО-326 на шасси МАЗ-5337 и КО-317 на шасси ЗИЛ-534332, которые выпускает с 2002 г. ОАО «Мценский завод КОММАШ». Остальные вакуумные ПУМ или полностью зарубежного производства, или представляют собой установленное на отечественном шасси импортное оборудование.
Вакуумные подметально-уборочные машины на специальном шасси
Очень компактные и маневренные машины предназначены для уборки узких улиц, тротуаров, дорожек в парках, дворов, а также территорий элитных жилых комплексов, где появление ярких и юрких «пылесосов» не портит «ауру изысканности и утонченности». В крупных городах эти малыши-чистюли убирают также пешеходные зоны, где движение больших машин запрещено. От больших ПУМ маленькие отличаются только размещением щеток и всасывающих магистралей. На большинстве вакуумных подметально-уборочных машин на спецшасси узел со щетками расположен спереди – в зоне видимости водителя, а всасывающая труба проходит под кабиной.
На машинах некоторых производителей лотковые щетки расположены спереди, а поперечная щетка с вакуумной магистралью смонтированы на задней стенке кузова. Разгрузка бункера производится самосвальным способом с предварительным подъемом кузова. На российском рынке машин этого класса присутствуют модели практически всех крупных производителей. Единственный отечественный вакуумный «малыш» ТВЭКС УКМ существует пока в опытном экземпляре (см. журнал «ОС» № 3, 2004 г.).
Навесные подметально-уборочные машины
Эти машины изготавливают как с механическим сбором смета, так и с вакуумным. Принцип их действия аналогичен машинам на шасси грузовых автомобилей, описанным выше. Основной отличительный признак, позволяющий выделить их в отдельную категорию, – это использование в качестве ходовой части автопогрузчика, универсального энергосредства, трактора и подобных «нестандартных» носителей. При этом подметальное оборудование можно быстро заменить каким-либо другим без использования посторонних грузоподъемных средств.
Механические ПУМ в качестве шасси используют погрузчик с бортовым поворотом или обычный вилочный автопогрузчик. Навесная «подметалка» как сменное рабочее оборудования есть практически у каждого производителя погрузчиков с бортовым поворотом. В случае отсутствия «родной» навески можно использовать и «чужую» при условии совпадения системы крепления подметального оборудования с адаптором каретки погрузчика. С 2002 г. Тверской экскаваторный завод (ТВЭКС) на базе автопогрузчика ВП-03 выпускает подметальную машину КМ-03. Вместо каретки с вилочными захватами на этой машине спереди расположены бункер для смета, бак для воды и система гидропривода с центральной щеткой и одной лотковой. Машина предназначена в основном для уборки внутризаводских территорий.
Механическую «подметалку» имеет в своем арсенале также универсальный модуль ТУМ-1200 производства ОАО «Рекстром». Для навесных вакуумных ПУМ в качестве ходовой части используются в основном энергонасыщенные транспортные средства типа Unimog. В России до сих пор работает большое число вакуумных ПУМ на шасси Multicar, но подметальный Unimog на улицах встретишь нечасто.
Чешскую вакуумную ПУМ Kobit на шасси Praga пока можно увидеть только на выставках. Осенью 2003 г. состоялся премьерный показ навесной вакуумной тротуароуборочной машины ВТЗ 30СШ-КО на базе трактора ВТЗ 30СШ. Стараниями владимирских умельцев трактор «освоил» еще одну профессию. В России это первый случай использования трактора в качестве шасси для ПУМ.
Прицепные подметально-уборочные машины
Это самая малочисленная категория подметально-уборочной техники. Из-за жестких требований, предъявляемых к безопасности движения, эксплуатация этих машин затруднена. Основные достоинства подметальных прицепов – низкая цена и небольшие расходы на содержание и эксплуатацию. Подметальные прицепы выпускаются как с механическим, так и с вакуумным сбором смета, и конструктивно они не отличаются от ПУМ на автомобильном шасси. Разгрузка бункера производится самосвальным способом. В качестве тягача используется колесный трактор тягового класса 1,4...2,0 т, при этом гидронасос прицепа приводится в действие карданным валом от заднего вала отбора мощности трактора.
В России подметально-уборочные прицепы с механическим сбором мусора выпускают РАРЗ, КОРМЗ и смоленский КДМ. Вакуумный подметальный прицеп АПВ-4 выпускает Кировский завод в Санкт-Петербурге. Из зарубежных прицепов в России можно встретить машины Schmidt и Broddway. Очень редко встречаются прицепы, предназначенные для буксировки грузовым автомобилем, как правило, самосвалом. На прицепах этого типа отсутствует бункер, а смет загружается транспортером непосредственно в кузов автомобиля-тягача. Привод насоса гидросистемы осуществляется от автономного двигателя внутреннего сгорания. По такой схеме выполнен прицеп Senior совместного производства Schmidt и Broddway.
Источник: журнал «Основные Средства» |