Подметально-уборочные машины (ПУМ) относятся к категории коммунальных машин сезонного применения. Используют их исключительно в теплое время года в городах для экологически чистой качественной уборки дорожного покрытия от мусора и пыли. Комбинированные дорожные машины (КДМ) с подметальным щеточным оборудованием сметают или смывают, технически грамотно было бы сказать – транспортируют мусор с проезжей части в лотковую зону или к разделительной полосе.
На городских улицах, где много остановок общественного транспорта и пешеходных переходов, смывать мусор к тротуару это не решение проблемы, а на площадях и в парках вообще бессмысленно – ветер и пешеходы моментально вернут его на прежнее место. Особенно обостряется проблема во время листопада – опавшие листья разлетаются в разные стороны, а люди пытаются увернуться от бьющей в сторону метров на пять струи воды вперемешку с грязью.
Вот здесь на помощь коммунальщикам и приходят верные помощники – подметально-уборочные машины, предназначенные не только для удаления с дорожного покрытия пыли и мусора, но и для сбора и транспортировки их к месту выгрузки. Сметенный с дороги мусор поступает в специальный контейнер, установленный внутри кузова этих машин. Для обеспыливания зоны подметания все ПУМ оборудованы системой пылеподавления. Такие машины можно разделить на две группы: с механическим сбором мусора и с вакуумным.
Говоря о функционале механических подборщиков, надо сказать, что такая технология давно устарела и позволяет загрузить в бункер лишь 30% поднятого с полотна дороги смета. Чтобы оценить эффективность машины, представьте, что вы подмели веником очень грязную комнату, сгребли мусор в кучу и теперь пытаетесь с одного захода собрать мусор в совок. Результат: в совок попала только треть всего мусора, причем пятая его часть рассыпалась по пути к мусорному ведру. От колебаний веника при подметании создалось завихрение воздуха, и еще часть мусора разлетелась по комнате.
А вот другая ситуация. Вы подмели комнату веником, но кучу мусора убрали пылесосом. Эффект гораздо лучше, и усилить его можно, если одновременно произвести мокрую мойку, что позволяют сегодня моющие пылесосы. Вакуумная подметально-уборочная машина – это как раз моющий пылесос, но только для дорог.
Подметально-уборочную машину разработал основатель компании Johnston Sweepers в 1904 году. Первые конкуренты появились у компании только в 1970-х годах. Сейчас в мире насчитывается около 20 производителей, но лидирующие позиции по-прежнему занимает Johnston, который продает более 1000 машин в год. В бывшем СССР вакуумные ПУМ создавал с начала 1980-х годов Киевский завод дорожных машин.
Сегодня в России есть три производителя, выпускающих машины собственной конструкции: Мценский завод «Коммаш», Кургандормаш и «ТВЭКС». Конструкция этих машин несовершенна. По сравнению с лидером мирового рынка компанией Johnston большинство наших машин малоэффективны, ведь у конкурентов имеется 30...40-летний опыт, а российские производители только вышли на рынок. Тем более непонятна позиция руководства российских заводов, по сей день предлагающих покупателям коммунальные машины архаичной конструкции.
Вакуумная машина состоит из бункера для смета, силового пакета и подметально-всасывающего механизма. У «правильных» производителей бункер для смета (по-научному – бункер-циклон) изготовлен из нержавеющей стали и оснащен самосвальной разгрузкой. Стоит заметить, что если говорят, будто для нормальной работы бункера достаточно лишь нержавеющего пола – не верьте. Не подходит и материал с покрытием, даже гальванизированным, так как мусор с острыми углами может повредить покрытие и начнется коррозия.
В бункер обычно встроен топливный бак автономного двигателя. Водяная система – с функцией рециркуляции и с функцией обеспыливания смета. Следует заметить, что система, предложенная без рециркуляции, говорит о низком техническом уровне этой техники. По объему бункера бывают разные, в основном это зависит от грузоподъемности шасси.
Вакуумные машины различаются прежде всего по объему – 5 м3 (водяной бак на 1000 л), 6,5 м3 (1300 л) и 8 м3 (1850 л). Есть и 12-кубовые машины, но их стоимость в 300...400 тыс. евро вряд ли оправдается в стандартных городских условиях России. Покупку такой машины для города можно сравнить с покупкой знаменитой аэродромной машины Jet Broom стоимостью более 1 млн. евро для аэропорта с интенсивностью полетов 2 рейса в день.
Силовой пакет вакуумной машины состоит из двигателя, обычно дизельного, и вентилятора, создающего вакуум в бункере для смета. При выборе такой машины следует обратить внимание на модель двигателя, его мощность и рабочий объем. Для монотонных нагрузок, как, например, привод вентилятора вакуумной машины, нужен одновременно мощный двигатель немалого объема. Если же мощность и рабочий объем двигателя небольшие, то для получения требуемого разрежения в бункере-циклоне потребуется работа на повышенных оборотах, что повлечет его преждевременный износ и дорогостоящий ремонт, а может, и замену.
Интересным объектом для анализа является вентилятор машины. Сразу следует сказать, что это один из самых важных элементов машины. Этот узел представляет самую большую опасность для оператора машины и пешеходов. При износе он может разбалансироваться и, учитывая его частоту вращения, разрушиться и разлететься на части, травмируя окружающих.
Во избежание этого профессиональные вентиляторы оснащают лопатками разной толщины, чтобы по состоянию более тонких лопаток можно было контролировать износ толстых лопаток и целостность всей конструкции.
Привод вакуумных машин бывает ременный, гидравлический и через гидродинамическую муфту. Ременный привод – самый ненадежный, он требует постоянного внимания и тщательного ухода. Гидропривод современнее ременной передачи, но он может пагубно влиять на степень износа основных узлов двигателя. Оптимальный вариант – привод через гидродинамическую муфту, который вдобавок не требует обслуживания.
Подметально-всасывающий механизм вакуумной коммунальной машины, как правило, состоит из лотковых щеток, средней подметальной щетки и всасывающей шахты с соплом на опорных колесах за каждой лотковой щеткой. На хорошей машине у оператора всегда есть возможность выбора системы подметания – односторонняя, двусторонняя или одновременная. Невозможность заказа системы одновременного подметания говорит о том, что разрежение в циклоне недостаточно и машина плохо всасывает и с односторонней системой.
Лотковые щетки должны иметь кронштейны, смотрящие назад по ходу движения: такая конструкция обеспечивает возможность отбрасывания механизма в межбазовое пространство шасси при наезде на препятствия и элементы дорожной обстановки. Важны также функции прижима щетки и изменения угла наклона к поверхности.
Средняя щетка также должна быть оснащена системой прижима. У всасывающей шахты должно быть сопло с собственной подвеской и два опорных колеса. В качестве дополнительного оборудования рекомендуем верхний всасывающий рукав или задний всасывающий рукав, а также систему высоконапорной мойки.
При рассмотрении вакуумных коммунальных машин мало известных производителей или не специализирующихся на «пылесосах», стоит обратить внимание на две технические особенности. Наличие щетки после всасывающего сопла шахты говорит о том, что разрежение в бункере недостаточно и приходится забрасывать пропущенный мусор обратно в зону всасывания. Когда лотковая щетка плохо работает, тогда перед ней ставят скрепер для отрывания грязи в зоне лотка.
Выбирая уборочную коммунальную машину, хозяйственники всегда стоят перед дилеммой технических возможностей машины и ее стоимостью. Некоторые выбирают дешевое оборудование, потому что не могут позволить себе более дорогое. Но при наличии достаточных средств мы бы рекомендовали приобретать современные коммунальные машины с полным набором технических возможностей по уборке улиц. Следует ли экономить, если речь идет о чистоте нашего города, а значит, о нашем здоровье и будущем наших детей?
Источник: журнал «Основные Средства» |