На полигоне твердых бытовых отходов в Дергачевском районе произошли большие перемены. В этом убедились харьковские журналисты.
Директор муниципальной компании по обращению с отходами Владимир Мальцев поведал, что Дергачевский полигон введен в эксплуатацию в ноябре 2005 года. Общая мощность — 5 млн. 900 тыс. кубических метров отходов. В том числе первой очереди — 1 млн. 800 кубов. Площадь первого полигона — пять гектаров. Сейчас он уже заполнен на 60%, в сутки сюда свозят 2,5-2,7 тыс. кубов мусора. На Дергачевскую свалку попадает половина городского мусора: каждый перевозчик решает для себя, куда ему возить отходы — в Дергачи или в Рогань.
Впрочем, рассказывает начальник управления коммунального хозяйства Виктор Китанин, когда на Роганском полигоне случился пожар, в конце мая-начале июня Дергачи успешно приняли «на грудь» весь объем городских ТБО.
Привезенные машинами ТБО должны быть рассыпаны, утрамбованы, залиты водой, а сверху засыпаны слоем грунта. Но на этом приключения мусора не заканчиваются. В процессе гниения отходов выделяется фильтрат — агрессивное зловоннейшее месиво. Ассенизационной машиной густую жидкость откачивают, разбавляют, доводя до нужной концентрации, и уж только затем разбавленный фильтрат вывозят специальным транспортом на очистные сооружения. Вывоз фильтрата со старого полигона происходит за счет городских средств, а с нового полигона — за счет муниципальной компании.
Виктор Китанин рассказал, что по просьбе работников полигона улучшили освещение: теперь здесь светло в любое время суток и водители мусоровозов могут маневрировать и нормально разгружаться. По требованию перевозчиков за счет средств муниципальной компании отремонтировали полтора километра подъездных дорог, сейчас собираются построить дорогу на подъеме к самому полигону — проложат бетонные плиты, чтобы машины не буксовали в ненастье.
Между прочим полигону ТБО в Дергачах может позавидовать любой засекреченный объект: здесь стоят вышки с мощными прожекторами и в ночное время работники службы безопасности могут запросто «запеленговать» посторонних, размечтавшихся сюда проникнуть.
— Чтобы у работников полигона не появилось желания работать без талонов, а деньги положить в карман, мы ввели службу безопасности, — повествует о полигонных строгостях Виктор Китанин. — К концу августа на въезде будет стоять телекамера, передающая сигнал на компьютер. Будет вестись запись всех номерных знаков машин, въезжающих на полигон. А, кроме того, телекамеры будут опускаться в кузов каждого автомобиля — это необходимо, чтобы определить, какой мусор ввозится. На сегодня уже разработана программа: на каждый мусоровоз будет установлен чип, который через спутниковую связь может информировать руководство компании, где находится каждый перевозчик, чтобы каждая машина компании четко выполняла обязанности, которые на нее возложены.
«Прекрасное мусорное» недалеко
Харьковский горсовет выделил 200 тысяч гривен, и в следующем году планируется начать строительство второй очереди полигона на площади больше восьми гектаров. А первому Дергачевскому полигону ТБО жить осталось примерно пять лет: он отработал свое уже на 50%. Но если на этом полигоне построить мусороперерабатывающий, или как правильно его называют — мусоросортировочный завод, срок «жизни» полигона продлится в два-два с половиной раза. Кроме того, вторичное сырье может успешно использоваться в переработке и это даст неплохой экономический эффект.
Предприятие, которое построит мусороперерабатывающий завод, будет иметь дивиденды, металл, стекло, дерево, тряпье, макулатура будут пущены на вторичную переработку. Например, Россия перерабатывает 40-50% мусора, поступающего на полигон. Более 12 предприятий и организаций различных форм собственности, в том числе и зарубежные инвесторы, обратились с предложениями в Харьковский горсовет. Создана рабочая группа. Мы попросили все предприятия и организации, которые дали свои предложения, предоставить бизнес-планы и назвать страну или город, где по данной технологии завод уже работает. Пока, кроме России, такие предложения никто не дал.
Была предложена Люботинская технология, но она — самая простая: банальное сжигание мусора. Мало того что сжигание — это дополнительный выброс вредных концентратов в воздух. Сжигать мусор — роскошь непростительная, уверен Виктор Китанин. Поэтому Харькову пришелся по душе опыт россиян. В России (нам больше всего приглянулись предприятия Белгорода) внедрены принципиально новые технологии, стоимость мусороперерабатывающих заводов там намного дешевле, чем в европейских странах и к тому же они более применимы к нашим условиям. В Германии, например, каждый жилец обязан тщательно рассортировать мусор по пакетикам, а в нашем мегаполисе раздельным сбором мусора охвачены всего 60 тысяч харьковчан, причем не каждый из них утруждает себя сортировкой отходов.
Харьковский городской голова дал задание провести подготовку к отбору предприятий, которые хотят построить мусороперерабатывающие предприятия. Осенью состоятся заседания по отбору фирм, предложивших приемлемые для нашего города технологии. Мэр вместе с горсоветом примут решение, будет проводиться тендер.
Авгиевы конюшни большого города
Говорят, что Дергачевская свалка в недавнем прошлом и нынешний полигон — небо и земля: многое тут изменилось. Но, несмотря на образцовую показательность гигантского мусоросборника, мне, признаюсь честно, стало здесь не то что дурно, а очень дурно. Ветер дул в нашу сторону, и казалось, что за короткое время густым — хоть топором руби — смрадом навсегда пропитались и легкие, и каждая ниточка одежды. «Аромат» гнилья шлейфом преследовал потом до конца дня. Однако на такое замечание корреспондента «Вечерки» Виктор Китанин заверил, что жители ближайших населенных пунктов запаха не ощущают: расстояние от свалки до них — около трех километров.
А главный санитарный врач города Татьяна Колпакова сообщила, что нормативная санитарная зона составляет 500 метров, поэтому теоретически запахи полигона не должны через атмосферный воздух воздействовать на состояние здоровья людей. Бывает, что при гниении отходов выделяется метан, но проектом предусмотрены меры безопасности и для сотрудников полигона, и для жителей.
Как рассказала главный санврач, полигон передали на контроль городской санэпидемстанции в нынешнем году (раньше он контролировался Дергачевской СЭС). Здесь исследуется воздух и почва на границе с санитарно-защитной зоной и жилым районом. В июле исследовали почву — она в «приграничном» районе нормам соответствовала, ближайшие исследования воздуха будут проведены в августе.
Качество воды в Дергачах контролирует Дергачевская СЭС. Но Татьяна Михайловна отметила, что, насколько она знает, здешняя вода в шахтных колодцах санитарным требованиям не соответствует: много нитратов, продуктов распада бытовых отходов. Они проникают в грунтовые воды и попадают в колодцы. Колодезные шахты — неглубокие, не более десятка метров, поэтому эти горизонты могут легко заполучить загрязнения.
Виктор Китанин добавил, что, так как по качеству питьевой воды есть нарекания, жителям Дергачей дважды в неделю поставляют бесплатную альтернативную воду.
Недавние претензии к СЭС по полигону заключались в том, что не вывозился фильтрат. Сейчас фильтрат вывозят с обоих полигонов. Но существует проблема с исследованием фильтрата в наблюдательных скважинах — они необходимы для мониторинга подземных вод. Скважина позволяет оценить состояние фильтрата, который возникает в процессе разложения отходов. Если будут отклонения в его состоянии — необходимо принимать соответствующие меры, возможно, вплоть до закрытия полигона.
На строительство наблюдательных скважин на сессии городского совета в апреле нынешнего года выделили 232 тысячи гривен. Харьков вовремя подал все документы на проведение тендеров по производству бурения скважин, но уже практически два месяца Тендерная палата Украины срывает все виды проведения тендеров и процесс притормозился, говорит Виктор Китанин. Начальник управления коммунального хозяйства все же надеется, что в ближайшее время ситуация разрешится.
Вообще же, за экологическим состоянием объекта ведется еженедельное наблюдение.
— Здесь разработан очень серьезный проект, который был введен решением государственных комиссий и защищен во всех отраслевых министерствах, так как соответствовал всем экологическим требованиям. Согласно экологическому проекту, разработаны и противопожарные резервуары — две емкости по сто кубов. И, кроме этого, здесь постоянно работают мощные поливочные машины, которые поливают мусор. Отходы трамбует транспорт, после этого идет надежный процесс прогрунтовки. Все экологические требования, предъявляемые к полигонам, выдержаны, все замечания руководства Дергачевского района по ремонту подъездных путей выполнены.
Сегодня к нам обратились жители Дергачей с просьбой провести латочный ремонт подъездных путей к Дергачам. Работы уже ведутся. На полигоне введена служба безопасности, которая проводит мониторинг въезжающего сюда транспорта. За каждым перевозчиком закреплена подъездная дорога и раз в неделю санитарные службы и работники коммунального хозяйства проверяют состояние подъездных путей и самого полигона. Мусор, который мы сюда вывозим, создает для жителей неудобства, но мы свято стараемся соблюдать требования экологии, — уверяет Виктор Китанин.
Только цифры
Общая сумма средств, выделенных из городского бюджета в 2007 году на развитие Дергачевского полигона, составляет 16,5 миллиона гривен. На ремонт дороги к Дергачевскому полигону КП «Муниципальная компания обращения ТБО» планирует потратить 35 тысяч гривен. В этом году КП «МКОО» выделит около 900 тысяч гривен собственных средств на закупку трех самосвалов.
Источник: Газета "Вечерний Харьков" |