"Дело по отказу в возврате Росприроднадзором по Тамбовской области Центральному банку РФ излишне уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду"
Материал прочитан 1448 раз и оценен
0
Арбитражный суд Тамбовской области
Дата рассмотрения: 28.01.2014
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А64- 5248/2013
25 декабря 2013г.
г. Тамбов
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2013г.
Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2013г.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И.ПАРФЕНОВОЙ
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым О.И.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области, г. Тамбов
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (Росприроднадзор), г. Тамбов
о признании незаконным действий и взысканию 551718,23руб.
при участии в заседании:
от заявителя – Попова С.А., доверенность от 27.05.2011г. №68 АА0201343
от заинтересованного лица – не явился, извещен.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области (далее Банк России) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области (далее Росприроднадзор) по отказу в возврате Росприроднадзором по Тамбовской области Центральному банку РФ излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду и взыскать излишне уплаченные платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012годы в размере 551718,23руб. (согласно последним уточнениям, л.д. 15-16 т.10).
Росприроднадзор по Тамбовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве №02/2272 от 20.09.2013г. и дополнении к отзыву от 17.10.2013г. №02/2501.
Рассмотрев материалы дела, суд установил :
Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка РФ по Тамбовской области («производитель» отходов) на основании разрешения (лимита) на размещение отходов и документов первичного учета (счета-фактуры, акты выполненных работ услуг по вывозу и размещению отходов) составлял расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за каждый отчетный период и осуществлял оплату сумм.
Согласно представленным в материалы дела расчетам (л.д. 18, 28 т.10) Банк России произвел в 2010-2012гг. плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) в общей сумме 551718,23руб., из них:
Оплата данных сумм подтверждается платежными поручениями (л.д. 1-64 т.9) и не оспаривается ответчиком.
Между заявителем (заказчик) и ООО «ТЭКО-Сервис» (исполнитель) заключались договора на оказание услуг (работ) по сбору и размещению отходов (л.д. 1-118 т.2). Предметом данных договоров являлось: обязанность исполнителя по оказанию услуг по сбору и размещению на полигоне отходов производства и потребления – твердых бытовых отходов из мусорных контейнеров, расположенных на территории заказчика и принадлежащих заказчику, а заказчик обязался оплатить указанные услуги в соответствии с Расчетом объемов и стоимости услуг по сбору отходов; по письменной заявке заказчика исполнитель обязывался оказывать услуги по сбору и размещению на полигоне сверхнормативных объемов отходов и крупногабаритного мусора за дополнительную плату.
29.03.2013г. заявитель, посчитав, что он не размещает отходы, договора на вывоз и размещение твердых бытовых отходов заключены со сторонними организациями и, ссылаясь на Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.07.2011г. №ВАС-8162/11, представил в Росприроднадзор уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и просил возвратить на его расчетный счет плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов за 2010-2012гг в сумме 551721,13руб. (письмо от 29.03.2013г. №7-3-60/1644, л.д. 15-16 т.1)
Росприроднадзором по Тамбовской области был дан заявителю 14.05.2013г. ответ о невозможности принять корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012гг. и осуществить возврат из средств бюджета плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 551721,13руб.
В обоснование данного отказа, Росприроднадзор ссылается на следующее:
заявитель имеет утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и разрешение (лимиты) на размещение отходов; заявитель является собственником отходов и, обладая всей полнотой имущественных прав в отношении отходов, принимает юридически значимое решение об их дальнейшей судьбе (будут ли отходы в конечном итоге переработаны, использованы, обезврежены или переданы на захоронение на специализированном объекте); отходы размещаются собственниками за их счет силами специализированных организаций, действующих по их поручению. По мнению ответчика, если переход права собственности на отходы не предусмотрен договором по оказанию услуг по вывозу мусора, то обязанность по внесению платы за размещение отходов на полигоне возлагается на хозяйствующие субъекты, в результате хозяйственной или иной деятельности которых эти отходы образовались.
Заявитель ссылается на следующее:
-Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.03.2009г. №14561/08 определено, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду являются именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты. С принятием данного постановления практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой;
-накопление отходов подразумевает временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) и оно не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.09.2013г. №12-30/18148, включать данные отходы в проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) не требуется;
-оспариваемые действия не соответствуют статьям 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №.7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьям 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 1 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Оценив представленные в дело доказательства, доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащим удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным ненормативного правового акта требуется наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта, действия (бездействия) Закону или иному правовому нормативному акту и нарушения этим оспариваемым ненормативным актом, действием (бездействием) законных прав и интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010г №780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Постановлением Правительства РФ от 13.10.2010г. №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, в том числе функции главного администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Управление Росприроднадзора по Тамбовской области в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010г. №311 «О наделении территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования полномочиями администраторов доходов федерального бюджета по плате за негативное воздействие на окружающую среду» наделяется бюджетными полномочиями администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Тамбовской области с 20.10.2010г.
Управление Росприроднадзора по Тамбовской области является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Тамбовской области, действующим на основании Положения.
В соответствии с данным Положением Управление наделяется бюджетными полномочиями администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду на территории Тамбовской области.
Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены основные понятия, а статьей 16 устанавливаются виды негативного воздействия на окружающую среду; орган, устанавливающий порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду; платность негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяются основные понятия, а статьей 12 устанавливаются требования к объектам размещения отходов.
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632, установлено, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
-размещение отходов;
-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.42, 58 Конституции РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого, согласно п.1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
-размещение отходов;
-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 24.03.1993г. №190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В пункте 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006г. №8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия установленные в Законе об охране окружающей среды.
Как установлено судом, Банком России заключены договора на оказание услуг по приему отходов производства и потребления. Заявителем представлялись ответчику ежеквартально расчет платы за негативное воздействия на окружающую среду. В состав данного расчета входит раздел 1 «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»; раздел 2 «выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»; раздел 4 «размещение отходов производства и потребления». По суммам раздела 1 и 2 спора нет. Как следует из раздела 4 у заявителя имелись следующие отходы: пыль от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более, обтирочный материал, загрязненный маслами, смет с территории, мусор от бытовых помещений организации несортированный, осадок от автомойки, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированный, древесные отходы из натуральной чистой древисины, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп), абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, резиновые изделия, незагрязненные потерявшие потребительские свойства и т.п. Сумма платы за данные отходы (только по 4 разделу) за спорный период составила 551718,23руб.
В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 24,06,1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 12 Закона об отходах установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена заявителем за размещение отходов, однако заявитель не занимается таким видом деятельности в смысле, придаваемом нормами Закона «Об отходах производства и потребления» и фактически не оказывает негативного воздействия на окружающую среду в результате размещения отходов. Все образованные отходы передавались специализированной организации (ООО «ТЭКО-Сервис») в соответствии с заключенными договорами о сборе и вывозе образуемых в результате хозяйственной деятельности заявителя твердых бытовых отходов на полигон.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области неправомерно отказало заявителю в возврате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 551718,23руб. уплаченной в 2010-2012годах.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области в возврате Центральному банку Российской Федерации излишне уплаченных платежей.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области в пользу Центрального банка Российской Федерации излишне уплаченные за 2010-2012годы платежи за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 551718,23руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.