"Дело по исковым требованиям в части взыскания с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Материал прочитан 1736 раз и оценен
0
1 Аппеляционный суд
Дата рассмотрения: 07.08.2013
Постановление
07.08.2013 г.
Дело N А79-5609/2009
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009 по делу N А79-5609/2009, принятое судьей Бойко О.И. по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" задолженности в размере 743 321 руб. 14 коп., в отсутствие лиц участвующих в деле,
установил:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике (далее - Управление Ростехнадзора, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - Учреждение, Исправительная колония N 1) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 743 321 руб. 14 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 27.08.2009 удовлетворил заявление Управления Ростехнадзора и взыскал с Учреждения 743 321 руб. 14 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исправительная колония N 1 обратилась в Первый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неверное применение норм материального права. Учреждение полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) он должен вносить плату только за выбросы в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, но не за размещение отходов.
Обращает внимание суда апелляционной инстанции, на то, что отходы вывозятся Учреждением на свалку на основании договоров, заключенных с ОАО "Спецавтохозяйство" за плату.
По мнению заявителя, эти договоры являются договорами о конечном размещении отходов.
Управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу, сослалось на статью 1 Закона об отходах производства и статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) указало, что действующее законодательство не связывает возникновение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с осуществлением предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Исправительная колония N 1 представила в Управление Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 года и за 1 - 4 кварталы 2008 года. В полном объеме сумма задолженности оплачена не была, в результате чего уполномоченный орган предложил Учреждению произвести доплату сумм задолженности в размере 743 321 руб. 14 коп.
Исправительная колония N 1 не исполнила требование Управления Ростехнадзора о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 1 Закона об отходах производства, статьями 1 и 16 Закона об охране окружающей среды, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов;
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов -
деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами;
<
транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения;
хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах отходов до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Как следует из материалов дела, между Учреждением (Абонент, Заказчик) и ОАО "Специализированное автохозяйство" (Исполнитель) (ранее - ЧМУП "Спецавтохозяйство") заключены договоры от 08.02.2007 N 12/56 и от 19.02.2008 N 110 на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к захоронению на городской свалке технических бытовых отходов г. Чебоксары (л. д. 74, 75). В соответствии с условиями договоров Учреждение завозит своим транспортом или транспортом подрядной организации отходы производства и потребления на объект размещения отходов (городскую свалку), а ОАО "Спецавтохозяйство" обязуется оказать услугу по приему отходов к захоронению.
Из текста договоров следует, что Учреждение самостоятельно, своим транспортом привозит на городскую свалку образовавшиеся отходы, а ОАО "Спецавтохозяйство" лишь предоставляет место для их захоронения. Судом первой инстанции установлено, что Учреждение не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не получает прибыли от такой деятельности;
действия по временному хранению и вывозу опасных отходов совершаются им в целях удаления с территории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Общества, и не являются действиями, связанными с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Учитывая, что Учреждение признало обоснованность взыскания с него платы только за выбросы в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами в сумме 5 442 руб. 33 коп., Управлению Ростехнадзора следовало отказать в удовлетворении заявленного требования в части взыскания платы за размещение отходов в размере 737 878 руб. 81 коп.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики неправомерно удовлетворил заявление Управления в полном объеме. Таким образом, решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежит частичной отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильном применении норм материального права.
Одновременно Первый арбитражный апелляционный суд принимает новый судебный акт об отказе Управлению Ростехнадзора в удовлетворении заявления в части взыскания с Учреждения задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 737 878 руб. 81 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат взысканию с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике. На основании изложенного, руководствуясь статьями 257 - 262, 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд постановил: решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009 по делу N А79-5609/2009 отменить.
Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике отказать в удовлетворении заявления о взыскании с Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" суммы задолженности в размере 743 321 руб. 14 коп. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009 по делу N А79-5609/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" - без удовлетворения.
Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике в пользу Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" судебные расходы в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
ООО "ЭкоТренд" ЭкоТренд-компания, которая оказывает экологические услуги с 2011 года. Мы специалисты в сфере экологического консалтинга и проектирования. Проведем замеры на источниках выбросов, рассчитаем размер са...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.