"Дело по заявлению ИП Дегтева Дмитрия Васильевича к Комитету по экологии Архангельской области."
Материал прочитан 1914 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 29.12.2009
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.
(ведение протокола судебного заседания осуществляется помощником судьи Романовой Е.С.),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дегтева Дмитрия Васильевича
к Комитету по экологии Архангельской области
об оспаривании постановления №06-18-02/09-179 от 28.10.2009 о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Канаев А.С. по доверенности №10 от 01.12.2009г.;
от ответчика - Бородин Н.С. по доверенности №14 от 09.07.2009г.
установил:
Индивидуальный предприниматель Дегтев Дмитрий Васильевич (далее - ИП Дегтев Д.В., предприниматель) обратился в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по экологии Архангельской области (далее - Комитет по экологии, административный орган) №06-18-02/09-179 от 28.10.2009 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласен.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнение представителей сторон, суд считает, что предъявленное заявителем требование подлежит удовлетворению с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.
Как установлено судом, на основании Приказа и.о. председателя Комитета по экологии №183 от 04.09.2009г. (копию Приказа № 183 предприниматель получил 09.09.2009г. согласно уведомлению о вручении) должностными лицами учреждения проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП Дегтевым Д.В., в ходе которой были выявлены нарушения предпринимателем требований законодательства в области обращения с отходами, а именно: деятельность, связанная с образованием отходов, осуществляется при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; паспорта на опасные отходы не составлены и не согласованы; первичный учет в области обращения с отходами не организован; специалисты не прошли обучение по обращению с опасными отходами.
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды (природоохранного законодательства) № 16-18/09-110 от 14.10.2009г.
По факту выявленных нарушений 14.10.2009г. государственным инспектором Архангельской области по охране природы в отношении ИП Дегтева Д.В. в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды № 16-18-01/09-133 по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).
Предприниматель с протоколом не согласился, копию протокола получил.
О месте и времени рассмотрения материалов административного дела информация отражена в протоколе.
По результатам рассмотрения административного дела государственным инспектором Архангельской области по охране природы в присутствии представителя предпринимателя 28.10.2009г. вынесено постановление № 16-18-02/09-179 о назначении административного наказания, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 30000 руб. Копия постановления направлена предпринимателю заказным письмом (получено 31.10.2009г.).
С указанным постановлением ИП Дегтев Д.В. не согласился, в связи с чем обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что деятельность, связанной с обращением с отходами, он не осуществляет, а лишь образует отходы. Поскольку отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов на опасные отходы, первичного учета в области обращения с отходами являются нарушениями для тех юридических лиц, которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами, в его действиях отсутствует состав вмененного нарушения.
Представитель Комитета по экологии, возражая против удовлетворения заявленного требования, ссылается на то, что материалами дела подтверждается осуществление ИП Дегтевым Д.В. деятельности, связанной с образованием, накоплением, сбором отходов, что, в свою очередь, является иным обращением с отходами. Несоблюдение экологических требований при ином обращении с отходами образует состав нарушения по статье 8.2 КоАП РФ. По мнению административного органа, в действиях предпринимателя имеется состав вмененного нарушения, его привлечение к ответственности является законным и обоснованным.
Суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89 - ФЗ (далее - Закон № 89 - ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Основной вид деятельности ИП Дегтева Д.В. - розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности предпринимателя образуются следующие виды отходов:
- 1 класса опасности - отработанные ртутьсодержащие лампы;
- 4 класса опасности - мусор бытовых помещений несортированный, производственный мусор, уличный смет;
- 5 класса опасности - отходы упаковочного картона бумаги, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами.
Указанные виды отходов включены в перечень образующихся отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному Приказом МПР России № 786 от 02.12.2002г. (зарегистрированном в Минюсте РФ 09.01.2003г. за № 4107).
Согласно положениям статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4).
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства № 461 от 16.06.2000г.
Правила определяют порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно данным Правилам норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства (пункт 4).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11).
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что ИП Дегтев Д.В. при осуществлении предпринимательской деятельности обязан разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу статей 14, 15 Закона № 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
В ходе проверки было установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности заявителя образуются отходы 5, 4 и 1 класса опасности. Паспорта на опасные отходы не составлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ИП Дегтев Д.В., осуществляя деятельность по обращению с отходами, не исполнил требования действующего законодательства: не разработал и не утвердил нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не организовал первичный учет в области обращения с отходами, не составлял паспорта на опасные отходы.
Суд не принимает довод заявителя о том, что он никакую деятельность по обращению с отходами не осуществлял. По мнению заявителя, он лишь образует отходы.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что фактически предприниматель в процессе деятельности не только образует отходы, но и совершает действия по их сбору и накоплению.
Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ответу МУП «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства» указанное предприятие на основании договора №64 от 01.04.2006г. оказывает ИП Дегтеву Д.В. услуги по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на свалке ТБО г. Онега, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2.1 договора, предпринимателем был установлен металлический контейнер для сбора отходов.
Изложенное подтверждает позицию административного органа об осуществлении заявителем деятельности по накоплению отходов.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что в действиях ИП Дегтева Д.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд находит доказанным факт совершения предпринимателем административного проступка и обоснованным его привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Полномочия государственного инспектора Архангельской области по охране природы на подписание постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ определены подпунктом 8 части 2, частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, имеющих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть заявленное требование, судом не установлено.
Совершенное предпринимателем нарушение нельзя признать малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Судом учтено, что согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, ИП Дегтев Д.В. осуществляет предпринимательскую деятельность с 1994 года и за весь период деятельности не предпринял мер, направленных на получение необходимых документов и согласований.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления Комитета по экологии о назначении административного наказания № 16-18-02/09-179 от 28.10.2009г.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Дегтева Дмитрия Васильевича о признании незаконным и отмене постановления Комитета по экологии Архангельской области о назначении административного наказания №16-18/09-179 от 28.10.2009г. отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.