"Дело по заявлению ООО «Агрофирма «Агро-Елань» к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды"
Материал прочитан 1575 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 24.07.2009
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лаврик Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Агро-Елань» к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
о признании недействительным ненормативного акта (решения) в форме письма
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя Мушарапова В.В. дов. от 02.03.2009;
от ответчика – представителя Вавилова А.П. дов. от 06.02.2009 № 02/23;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Агро-Елань» (далее - Агрофирма, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ , Кодекс) к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее – Облкомприрода, ответчик) о признании недействительным решения Облкомприроды в форме письма от 22.04.2009г. № 596 об отказе в согласовании Агрофирме лимитов на размещение отходов в 2009 году.
В правовое обоснование заявленных требований Агрофирма сослалась на положения Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461.
По утверждениям заявителя, Агрофирма не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов в качестве основного вида деятельности. Для принятия ответчиков решения о согласовании лимитов на размещение отходов в 2009 году Агрофирмой были представлены все необходимые документы. Однако Облкомприродой вынесено не мотивированное решение в форме письма от 22.04.2009 № 596, противоречащее действующему законодательству в области обращения с отходами.
Ответчик не согласен с требованиями заявителя, полагая, что для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют в совокупности два условия, предусмотренные частью 1 статьи 198 АПК РФ. Подтверждая неизменность технологического процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, Агрофирма не представила всех необходимых документов, которые предусмотрены Методическими указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, Нижне-Волжским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору для ООО «Агрофирма «Агро-Елань» были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их содержание со следующими показателями:
Общее количество образующихся отходов за год 13975,88 (14227,76 куб.м), в том числе: 1 класса опасности – 0,013; 2 класса опасности – 4,796 (5,995); 3 класса опасности – 18,152 (19,652); 4 класса опасности – 5940,855 (6121,066); 5 класса опасности – 8012,064 (8081,039).
Данный факт подтверждается письмом НВМУ Ростехнадзора от 27.01.2005 № 267/16-05.
Ответчик ранее подтверждал указанные лимиты на размещение отходов, а именно:
- сроком действия с 27.03.2006 до 31.12.2006 (дата выдачи - 25.04.2006);
- сроком действия с 01.01.2007 до 31.12.2007 (дата выдачи – 20.11.2006)
- сроком действия с 01.01.2008 до 31.12.2008 (дата выдачи – 03.04.2008).
23.12.2008г. Агрофирма обратилась в Облкомприроду с заявлением, в котором просила рассмотреть «Технологический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008» для подтверждения ранее утвержденных нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение в 2009г.
К указанному «Технологическому отчету» Агрофирмой был приложен баланс массы отходов за отчетный период, из которого следует, что отходы от содержания животных и птиц /номер строки баланса - 421/ и отходы от костей животных /номер строки баланса - 506/ (далее по тексту – биологические отходы) размещаются на скотомогильнике как собственном объекте хранения и захоронения отходов (т.1 л.д 12-20, 30)
Письмом от 22.04.2009 № 596 Облкомприрода отказала Агрофирме в удовлетворении заявления о подтверждении лимитов в 2009г. со ссылкой, что (в редакции письма): «Отходы от содержания животных и птиц, отходы костей животных размещаются на скотомогильнике Еланского муниципального района, у которого отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».
Агрофирма не согласилась с данным решением, обратившись в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане , организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению заявителей, нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены какие-либо обязанности, созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий :
- несоответствие оспариваемого акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение этим актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.
Недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, несет заявитель.
При этом нарушение прав и законных интересов заявителя не может быть вероятностным (предположительным).
Агрофирма является участником отношений, связанных с обращением отходов производства и потребления, поскольку в результате ее хозяйственной деятельности образуются отходы производства (в т.ч. биологические отходы).
Такие отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ),
Статья 11 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает обязанность соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов , связанных с обращением с отходами, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека; - обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; - обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, а также - обязанность предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В статье 18 Федерального закона № 89-ФЗ указано, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Такая же обязанность установлена Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 (далее - Правила № 461).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 461 юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 11 Правил № 461 лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
То есть независимо от того, что лимит разработан, хозяйствующий субъект не освобожден от обязанности ежегодно предоставлять уполномоченному органу до окончания отчетного периода подтверждение о неизменности производственного процесса предприятия.
В силу абзаца 3 пункта 10 Правил № 461 основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
Из пункта 4 Правил № 461 также следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании методических указаний, утверждаемых уполномоченным органом – Ростехнадзором.
Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703, который зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2008 № 10891 (т.е. нормативным правовым актом уполномоченного государственного органа) утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания).
Данные Методические указания предназначены для хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Ими определены единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Раздел IV Методических указаний устанавливает требования по содержанию и оформлению технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
Согласно пункту 36 Методических указаний структура Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами включает следующие разделы:
- титульный лист;
- подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
- сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода (года);
- приложения.
В соответствии с пунктом 40 Методических указаний в Приложениях к Техническому отчету представляются:
- копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
- копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
- копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
- копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.
Материалами дела подтверждается, что к заявлению от 23.12.2008г. для утверждения лимитов на размещение отходов в 2009г. Агрофирмой не прилагалось всех необходимых документов.
Исходя из представленных сведений в Облкомприроду, размещение биологических отходов производства Агрофирма осуществляет на скотомогильнике как собственном объекте захоронения.
Суд неоднократно запрашивал у заявителя правоустанавливающие документы на этот скотомогильник, а также документы, свидетельствующие о том, каким образом на предприятии организована деятельность в области обращения с биологическими отходами.
Соответствующие доказательства заявителем суду не предоставлены.
Единственный представленный заявителем договор № 65 от 01.01.2008 (с МУП «Еланское коммунальное хозяйство») касается вывоза твердых и жидких бытовых отходов (сточных вод).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Между тем Облкомприродой представлены справки Государственного учреждения Еланская районная станция по борьбе с болезнями животных Еланского района Волгоградской области от 22.07.2009.
Данными справками подтверждается следующее:
- На территории Еланского муниципального района Волгоградской области юридических лиц, имеющих лицензию на право транспортировки, складирования и утилизации биологических (животных) отходов не зарегистрировано;
- ООО «Агрофирма «Агро-Елань» санкционированного места складирования биологических (животных) отходов не имеет.
К материалам дела также приобщена справка (без даты и номера), подписанная исполнительным директором ООО «Агрофирма «Агро-Елань» Кленовым В.А. (подлинник обозревался в заседании 24.07.2009).
Исходя из содержания данной справки, утилизация отходов костей животных производится у заявителя методом сжигания на территории Агрофирмы. Для таких целей имеется земляная яма размером 3х4х4м, перекрытая бетонными плитами. Территория размером 20х30м вокруг ямы окружена канавой и валом.
Заявления о фальсификации данного доказательства Агрофирмой не сделано.
Согласно определениям, которые даны в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Таким образом,сжигание отходов производства относится к такому виду деятельности как обезвреживание отходов.
В силу статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования указанной деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимой природоохранной документации может служить основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие административные дела вправе рассматривать органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
Проанализировав имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу (с учетом вышеназванным норм материального права) о доказанности того факта, что Агрофирма осуществляет самостоятельную и целенаправленную деятельность по обезвреживанию биологических отходов своего производства.
Лицензию на такой вид деятельности Агрофирма не получила, иное материалами дела не подтверждается.
В этой связи оспариваемое решение Облкомприроды в форме письма от 22.04.2009 № 596 независимо от его буквального содержания и мотивации (т.е. отсутствия правового обоснования) не нарушает права и законные интересы Агрофирмы, а поэтому не может быть признано судом недействительным.
Принимая решение по настоящему делу, суд не дает юридическую оценку действиям Облкомприроды по утверждению для Агрофирмы лимитов на размещение отходов в 2006, 2007 и 2008гг., поскольку эти действия не являются предметом судебного разбирательства.
В связи с оставлением заявленных требований без удовлетворения государственная пошлина, уплаченная Агрофирмой при обращении в суд, относится на заявителя на основании правил статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Агро-Елань» о признании недействительным решения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в форме письме от 22.04.2009г. № 596 об отказе в согласовании заявителю лимитов на размещение отходов в 2009г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области) или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273 - 277 АПК РФ.
ИП Жанаев А.К. Покупка дробленки, канистры, бочки, отходов ПНД-276, -273 для переработки во вторичную гранулу.
ООО НПП "НАПТОН" Комплексное экологическое сопровождение индивидуальных предпринимателей. При заключение договора на осуществление данной услуги за Вами закрепляется персональный инженер-эколог, который будет курирова...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.