"Дело по заявлению Заместителя Прокурора Республики Коми в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой»"
Материал прочитан 1517 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Коми
Дата рассмотрения: 17.03.2009
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи: Галаевой Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пунеговой Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Республики Коми (в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой») к Печорскому межрегиональному управлению по технологическому и экологи-ческому надзору о признании незаконным решения от 13 ноября 2008 года № 25-05/ЭН/2976
при участии в заседании:
от заявителя: Эдигер Е.Г.,
от ответчика: Киприянов А.С., Тенищев А.И.,
установил:
Заместитель Прокурора Республики Коми Тильман Г.Э. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой») о признании незаконным решения Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 13 ноября 2008 года № 25-05/ЭН/2976 «Об отказе в установлении лимитов на размещение отходов» и об устранении допущенных нарушений путем понуждения ответчика совершить действия по принятию, рассмотрению, установлению и утверждению нормати-вов образования отходов и лимиты на размещение отходов ООО «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой».
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, суду представлены отзыв на заявление Заместителя Прокурора Республики Коми (см. письмо от 23 января 2009 года № К/9), Дополнительный отзыв по делу (см. письмо от 12 февраля 2009 года № 25-5э-14/222).
В судебном заседании был объявлен перерыв с 11 февраля 2009 года до 16 февраля 2009 года.
Заслушав представителей обеих сторон, арбитражный суд установил следующее.
Основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой» (далее - ООО «КЦ «Сыктывкарстрой», Общество) является торгово-закупочная деятельность, реализация товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения, торговля строительными материалами, погрузочно-разгрузочная деятельность на железно-дорожном транспорте. При осуществлении хозяйственной деятельности Общества образуются отходы 1, 3, 4 классов опасности, а именно: отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; мусор от эксплуатации складских помещений; строительные отходы; люминесцентные лампы; отработанные масла и покрышки, лом черных металлов, уличный смет.
06 ноября 2008 года ООО «КЦ «Сыктывкарстрой» направило в Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору (далее - Печорское межрегиональное управление) заявление № 67 на рассмотрение и утверждение Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Во втором полугодии 2008 года Сыктывкарской природоохранной прокуратурой была проведена плановая проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что 13 ноября 2008 года Печорское межрегиональное управление отказало Обществу «КЦ «Сыктывкарстрой» в установлении лимитов на размещение отходов в связи с непредставлением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решение ответчика об отказе в установлении лимитов на размещение отходов изложено в письме от 13 ноября 2008 года № 25-05ЭН/2976 «Об отказе в установлении лимитов на размещение отходов», которое направлено Обществу на основании пунктов 5, 7, 10.5 и 10.6 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов, утвержденного приказом от 20 сентября 2007 года № 643.
Указанные выше фактические обстоятельства представителями ответчика не оспариваются, в судебном заседании не опровергается тот факт, что единственным основанием для вынесения решения об отказе в установлении лимитов на размещение отходов явилось отсутствие у Общества «КЦ «Сыктывкарстрой» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Обращаясь в арбитражный суд, заявитель ссылается на то, что предоставление данной лицензии предусмотрено лишь для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, тогда как ООО «КЦ «Сыктывкарстрой» подобной деятельности не осуществляет.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 22 и 24 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под «отходами производства и потребления» понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В силу статьи 1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Пунктом 74 статьи 17 Федерального Закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Таким образом, законодатель разграничивает деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом суд отмечает, что законодатель, устанавливая обязанность по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не установил обязанности по лицензированию деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы.
В пункте 5.26 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст, указано, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов (пункт 5.30); использование отходов - деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности (пункт 5.37).
Как следует из материалов дела, в том числе - из Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Общество осуществляет сбор и временное хранение отходов.
По мере их накапливания вывоз этих отходов осуществляется специализированным организациями (ООО «Велдас ЭМ» и ООО «Эко-технологии»), с которыми заключены договор по приему и размещению отходов. Указанные организации занимается деятельностью по обращению с опасными отходами и имеют соответствующие лицензии. С ОАО «Куприт», которое также имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, предприятием был заключен договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов от 22 сентября 2008 года № 6885ДР/08. С ООО «Промресурс», которому выдана лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов, заключен договор купли-продажи лома черных металлов (см. листы дела 33-34, 94-95, 98-99, 101-103, 105, 106-108).
Факт оказания Обществом «КЦ «Сыктывкарстрой» услуг по сбору, использованию и размещению данных отходов иным хозяйствующим субъектам, ответчик не установил. Доказательств, свидетельствующих об извлечении Обществом «КЦ «Сыктывкарстрой» прибыли от деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, Печорское межрегиональное управление арбитражному суду не представило.
При таких обстоятельствах отказ Печорского межрегионального управления от 13 ноября 2008 года в установлении Обществу «КЦ «Сыктывкарстрой» лимитов на размещение отходов в связи с непредставлением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно статье 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1).
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным выше отказ Печорского межрегионального управления в установлении Обществу «КЦ «Сыктывкарстрой» лимитов на размещение отходов, изложенный в письме от 13 ноября 2008 года, также нарушает права Общества на утверждение в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах требования заявителя, - Зам. прокурора Республики Коми, являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «КЦ «Сыктывкарстрой» путем совершения действий, связанных с рассмотрением, установлением и утверждением представленных Обществом нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Заместителя Прокурора Республики Коми удовлетворить.
2. Решение Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой» в установлении лимитов на размещение отходов от 13 ноября 2008 года № 25-05/ЭН/2976 признать незаконным (недействительным).
3. Обязать Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Коммерческий центр «Сыктывкарстрой».
4. Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня принятия (изготовления в полном объеме) во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров).
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Т.И. Галаева
ОАО "ЭКО-РТИ-Холдинг" Переработка и утилизация резиновых отходов, производство РТИ, комплексные поставки конечной продукции (РТИ и АТИ) на промышленные предприятия
"Сельхозбиогаз", ООО Разработчик отечественного модульного биогазового оборудования ускоренной утилизации органических отходов имеет честь предложить готовые решения для Вашего бизнеса.
В качестве сырья для ...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.