"Дело по заявлению индивидуального предпринимателя Григоряна Георгия Григорьевича к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу"
Материал прочитан 1737 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 10.06.2011
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Решение
г. Москва
10 июня 2011 г.
Дело № А41-9820/11
10 мая 2011 г. объявлена резолютивная часть решения
10 июня 2011 г. решение изготовлено в полном объёме
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.Э. Денисова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Трошиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Григоряна Георгия Григорьевича к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 24.12.2010 № 13-35/2594, при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рудашко Ж.М. – представитель по доверенности;
от заинтересованного лица: Маряхин К.В. – представитель по доверенности;
установил:
индивидуальный предприниматель Григорян Георгий Григорьевич (далее – ИП Григорян Г.Г., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее – Росприроднадзор по ЦФО, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.12.2010 № 13-35/2594.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, пояснил, что предпринимателя привлекли к административной ответственности за нарушение требований по обращению с отходами, однако деятельности по обращению с отходами он не осуществляет, также он не осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Предпринимателем заключен договор с МУП «Жилой дом» на предоставление услуг по вывозу и размещению бытовых отходов производства и потребления, согласно которому вывозом отходов занимается МУП «Жилой дом».
Таким образом, по мнению заявителя, в его действия отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, на обозрение суда представило дело об административном правонарушении, пояснило, что в настоящее время не может представить копии административного дела и отзыв. Представитель административного органа пояснил, что ИП Григорян Г.Г. осуществляет деятельность в кафе «Гюмри» по обращению с опасными отходами без согласованного порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, то есть осуществляет захоронение отходов на объекте размещения отходов.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, настаивавших на рассмотрении заявления, суд после обозрения представленных заинтересованным лицом материалов дела об административном правонарушении пришел к выводу о возможности рассмотрения дела по имеющимся материалам и объяснениям представителей сторон.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил, что заместителем Павлово-Посадского городского прокурора совместно с государственным инспектором по охране природы департамента Росприроднадзора по ЦФО проведена проверка деятельности ИП Григоряна Г.Г. по деятельности кафе «Гюмри», расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, дер. Кузнецы, д. 17, на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что предпринимателем не соблюдены требования к обращению с опасными отходами: не осуществляется производственный контроль по обращению с отходами, отсутствует журнал учета движения отходов.
14.10.2010 заместителем Павлово-Посадского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ИП Григоряна Г.Г.
24.12.2010 должностным лицом департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу в отношении предпринимателя вынесено постановление № 13-35/2594 о назначении административного наказания, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Предпринимателю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом об отходах производства и потребления № 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее – Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно статье 28 Закона № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, могут являться граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Григорян Георгий Григорьевич является индивидуальным предпринимателем, основной государственный регистрационный номер 304503533700091, осуществляет деятельность по содержанию кафе «Гюмри», расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, дер. Кузнецы, д. 17.
Исходя из оспариваемого постановления, предприниматель осуществляет деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 26 Закона об отходах производства и потребления от 24.06.98 № 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008), юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
По мнению Росприроднадзора, предприниматель, как лицо, осуществляющее обращение с отходами, обязан организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами. Такой производственный контроль осуществляется путем разработки специального Порядка и согласования его с указанными в части 2 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ органами (федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Осуществления предпринимателем такого производственного контроля административными органами не обнаружено, в связи с чем предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ИП Григорян Г.Г. не осуществляет деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 12 Закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Образование отходов законодательно не отнесено к деятельности по обращению с отходами.
При этом Григорян Г.Г. не занимается деятельностью по размещению отходов, что следует из материалов дела.
ИП Григорян Г.Г. занимается деятельностью по содержанию ресторанов, кафе, баров, а именно, содержит кафе «Гюмри».
Предприниматель не оспаривает тот факт, что у него имеются твердые бытовые отходы от деятельности в кафе, в связи с чем им заключен договор с МУП «Жилой дом» (специализированной организацией) от 01.01.2010 № 523/10 на вывоз и размещение твердых бытовых отходов производства и потребления, согласно которому МУП «Жилой дом» принимает твердые отходы 4-5 класса опасности и размещает их на полигоне ТБО «Быково».
Согласно пункту 1.2 договора, объем отходов, принимаемых от заказчика, включается в общий лимит размещения отходов на полигоне, утверждаемый Ростехнадзором.
Заявитель не осуществляет такой вид деятельности как обращение с отходами как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение с отходами производства и потребления. Данную деятельностью осуществляло по договору с предпринимателем специализированное предприятие – МУП «Жилой дом».
Согласно части 1 и части 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что заявитель привлечён к административной ответственности за отсутствие производственного контроля обращения с отходами, поскольку в договоре со специализированной организацией не имеется условия о переходе права собственности на отходы.
Однако договор на вывоз отходов предусматривает необходимые положения для расчёта и утилизации отходов.
Суд, учитывая в совокупности указанные выше обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 24.12.2010 № 13-35/2594, вынесенное департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в отношении индивидуального предпринимателя Григоряна Георгия Григорьевича о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
АМД пласт Мы занимаемся покупкой и переработкой отходов. Перерабатываем в гранулу.
Экспертно-аналитический центр «Экотерра» Экологическое сопровождение деятельности промышленных предприятий, управление отходами, услуги экологического аудита и сертификации по стандарту ISO 14000.
Казахстан Оборудование для сбора, хранения, утилизации, переработки отходов.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.